В зале, на улице, на корабле
Вот уже 25 лет в первый месяц года небольшой город Тромсе становится центром притяжения Северной Норвегии, если не всего Баренцрегиона. Встретить именитого режиссера, сценариста, продюсера или актера там можно чуть ли не на каждой улице. Но, пожалуй, больше всего в это время в городе кинозрителей, ведь в конце января там проходит международный кинофестиваль "TIFF" (сокращение от "TromsØ international film festival"). Целую неделю в Тромсе царит праздничная атмосфера: на улицах толпы кинолюбителей перемещаются из одного зала в другой, бары и кафе забиты под завязку, на витринах многих магазинов изображена голова оленя - символ "TIFF".
- За 25 лет мы стали больше - больше площадок, больше фильмов, больше дней, - рассказала директор фестиваля Марта Отте. - Но главное - это фильмы. Мы стараемся выбрать те, которые наша аудитория навряд ли смогла бы увидеть, если бы не "TIFF". Когда мы только открывали фестиваль в начале 1990-х годов, в городе было только два кинотеатра и один телеканал, они не показывали много фильмов. Сегодня же каждый может посмотреть кино по телевизору, в Интернете или в телефоне. Ситуация сильно изменилась в целом за 25 лет, и не только в плане технологий, ситуация изменилась и в мире. Мы взяли на себя ответственность открыть двери нашему соседу - России. Мы никогда не упускали из виду Россию как страну с богатой историей кино.
В нынешнем году на фестивале прошли показы четырех российских фильмов. Это лауреат премии "Золотой глобус" и номинант на "Оскар" "Левиафан" Андрея Звягинцева, "Битва за Украину" Андрея Кончаловского, "Дурак" Юрия Быкова и "Три года до осени" мурманчанки Светланы Боковой (об этой ленте "Вечерка" расскажет в отдельной публикации).
Помимо этого в программе были представлены работы, так или иначе связанные с Россией. Например, документальный фильм "Красная армия" Гейба Польски. Лента повествует о легендарной пятерке хоккеистов - Владимире Крутове, Игоре Ларионове, Сергее Макарове, Вячеславе Фетисове и Алексее Касатонове. Основной герой фильма - двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Фетисов - рассказывает о том, как превратился из национального героя в политического врага только за то, что хотел играть в клубе другой страны, о сложных отношениях с тренером Виктором Тихоновым, о предательстве друга и о возвращении в Россию. Гейб Польски наглядно показывает, как социально-культурные изменения в стране отразились на спорте.
На "TIFF" состоялась премьера 15-минутной короткометражки "На границе", снятой режиссером Александером Улай Корснесом в Норвегии. В фильме были заняты известные норвежские актеры, один из которых играл в популярном американском сериале "Игра престолов", россияне, датский пиротехник и даже каскадер.
Вымышленная история разворачивается в 1985 году. Паренек Бьернар ловит семгу на реке, протекающей на границе Норвегии и Советского Союза, весь день клева нет, но вечером он поймал большую рыбину. К несчастью, она зацепилась за другой берег, где ее умыкнул советский мальчик. Норвежец бросился за своей добычей на территорию Советов.
Несколько лет назад, когда мурманчанка Мария Гоман переводила рассказ Александера Улай Корснеса для российско-норвежской книги, она и подумать не могла, что когда-то примет участие в съемках фильма по этому произведению. Тем более сложно было представить, что режиссером будет автор рассказа.
Александер Улай Корснес родом с севера Норвегии. В детстве он слушал истории бабушек и дедушек о том, что когда-то границы между Россией и Норвегией не было, вместе с папой рыбачил на реке Паз и удивлялся тому, что на другой стороне нет рыбаков, зато есть много пограничников.
На съемочной площадке Мария Гоман отвечала за реквизит и решала административные вопросы. Именно она привезла из мурманского антикварного магазина советскую форму, кобуру и шапку-ушанку.
- Это философская история о границах, как внешних, так и внутренних. У фильма открытый финал, - рассказала Мария Гоман, - каждый зритель сам решит, чем завершилась история. Если говорить о съемках, то они проходили очень интересно. Была большая команда. Актерам приходилось лезть в ледяную воду, даже стрелять.
Вообще, россияне уже не первый год участвуют в работе фестиваля. Так, много лет мурманчанин Игорь Шайтанов работает в оргкомитете "TIFF", а его супруга Евгения Егорова трудится волонтером.
Пятый год проводит на фестивале жительница заполярной столицы Наталья Колесник, менеджер Мурманского отделения "Barents Youth Film Academy".
В первый раз Наталья участвовала в мастер-классе, который ежегодно проходит в рамках "TIFF". Группа юных кинематографистов из северных стран под руководством опытного наставника за несколько фестивальных дней снимает короткий фильм с нуля. Потом его показывают на церемонии закрытия кинофестиваля.
- Мне настолько тогда понравилось, что я захотела приехать снова, - рассказала Наталья. - На следующий год меня пригласили работать стажером, затем волонтером. В Мурманске я занимаюсь культурным менеджментом, поэтому для меня очень важно ездить как можно больше, смотреть, как люди в других городах и странах создают культурные события, расширять сеть контактов, знакомиться с экспертами и находить новые таланты.
В нынешнем году на фестивале Наталья занималась проектом российского немого кино, для которого норвежцы и россияне написали музыку. Этот фильм-концерт будут демонстрировать в апреле в Мурманске в рамках ежегодного турне. Помимо этого мурманчанка консультировала российских журналистов, которые готовили репортажи о фестивале.
Еще один постоянный волонтер "TIFF" норвежка Нора Бернстад родом из Тромсе, но сейчас работает журналистом в Осло. Нора очень скучает по родному городу, его атмосфере и природе, поэтому каждый год в январе берет несколько дней отпуска и приезжает на фестиваль волонтером.
Помимо таких постоянных волонтеров на фестивале бывают постоянные зрители. Многие, как и Нора, специально берут отпуск для того, чтобы попасть на все заинтересовавшие их фильмы.
Каждый год на "TIFF" есть своя изюминка. Например, организаторы экспериментируют с экранами. Традиция фестиваля - уличные кинопоказы. В нынешнем году детские фильмы демонстрировали на свежем воздухе. Площадка перед экраном была до отказа заполнена малышами. Кроме того, фильмы проецировали на стенах домов и на борту корабля.
Нармина ГЕЙБАТОВА.
Фото автора и из личного архива Марии Гоман.