"Любишь кататься - люби и саночки возить", - говорит русская пословица. Если мы в ней заменим слово "саночки" на слово "велосипед", то все встанет на свое место. А если учесть, что участники открытого первенства города Мурманска по скоростному спуску с горы на велосипедах облюбовали для своих состязаний Южный склон, где зимой гоняют сноубордисты и горнолыжники, то поговорка про "саночки" окажется еще более уместной. Ну не придумали еще в русском языке устойчивого выражения про трудности велоспорта. Чтобы в пяти-шести словах можно было увидеть и его плюсы, и его минусы. Дай бог, когда-нибудь найдется острослов, и наш фольклор обогатится еще одной поговоркой.
Ну пока этого не произошло, обычной прозой расскажем о том, как 25 мужчин и три женщины пытались, сохранив в целости свои кости и велосипеды, быстрее всех добраться до финиша семисотметровой дистанции.
С костями все было просто - их легко защитить, надев шлем, наколенники, налокотники и другие средства сохранения здоровья. С великом сложнее. Тут все зависит от твоего мастерства, а если его не хватает, то от суммы, которую ты готов выложить за ремонт двухколесного друга. А вообще, как мне показалось, слова "безбашенный" и "победитель" в этом виде спорта являются синонимами. Хочешь быть первым - рискуй. Инстинкт самосохранения при этом лучше отключить. Это получается не у всех. На то он и инстинкт, чтобы не ты им, а он тобой управлял. В противном случае репортажи об экстремальных видах спорта превращались бы в коллективные некрологи.
Трасса представляла собой обычный дикий склон сопки. Организаторы лишь проложили по нему маршрут, обозначили точки поворотов, соорудили трамплины. И понеслось!
- На трассе! - крик-предупреждение летел от стартовой линии, его подхватывали стоящие вдоль трассы дежурные, и он доходил до финиша гораздо быстрее самого гонщика. Зрители отодвигались, а фоторепортеры занимали места поудобнее. Им, кстати, и еще телеоператорам инстинкт самосохранения также чужд, как и гонщикам. Никогда до этого я не видел такую концентрацию сумасшедших в одном месте.
Наиболее внушительно выглядели дропы - спрыгивание с каких-либо препятствий. Последние были естественными и искусственными. Первые представляли собой огромный валун на склоне, вторые делались в виде мостков. Большинство велосипедистов преодолевали их. Но были и те, кто предпочитал либо объезжать эти препятствия, либо вообще вести своего "железного коня" в поводу, то есть пешком.
Надо сказать, что именно эти самые опасные с точки зрения возможных последствий участки были пройдены благополучно всеми участниками. Больше всего неприятностей создала для гонщиков так называемая "шпилька". Что это значит? Сначала шел большой кусок скальной породы, являющийся гладкой частью трассы. Здесь был очередной поворот, в который спортсмены входили сразу после прохождения дропа. Вовремя сбросить скорость удавалось не всем, и тогда следовало падение. Иногда эффектное, иногда не очень. Но даже если гонщику удавалось пройти этот участок чисто, то сразу за ним он попадал в мягкий песчаный грунт. И тут зачастую падали самые умелые, поскольку здесь тоже надо было поворачивать, а колеса просто не держали дорогу. По форме этот участок трассы с двумя подряд поворотами напоминал узкий четырехугольник. Поэтому и "шпилька".
Гладкие участки трассы тоже таили в себе сюрпризы в виде россыпи мелких и не очень камней, на которые легко можно было наскочить колесом и оказаться в кювете. К счастью, никто из гонщиков серьезно не пострадал, и врачи неотложки, дежурившие на всем протяжении турнира, превратились в зрителей.
- Трасса в целом получилась бодрая и интересная, - говорит победитель этих соревнований Антон Деревщиков. - Ее даже можно назвать сложной, так как здесь присутствуют контруклоны и дропы. Результатом своим я доволен, хотя можно было проехать и быстрее. Но во второй попытке мне помешала сделать это "шпилька". Я там попросту упал.
Андрей КИРОШКО.
Фото автора.