Мурманские хирурги провели уникальную операцию
Крайне редкую в практике мурманской медицины операцию провели недавно хирурги областной клинической больницы им. П. А. Баяндина. 26 сентября борт санитарной авиации доставил из Ловозера 64-летнего мужчину, у которого была фактически полностью ампутирована кисть левой руки. Уже через восемь часов после несчастного случая в отделении травматологии над пострадавшим склонились врачи. Бригадам хирургов - травматологов, ортопедов и сосудистых - потребовалось пять часов, чтобы сначала собрать поврежденную руку, а потом пришить ее на место. На днях смущенного, но улыбающегося пациента предъявили журналистам.
Михаил Маринчик бережно придерживает загипсованную левую руку правой и чуть пожимает плечами, рассказывая, как в тот злополучный день ремонтировал гараж.
- Да так как-то и получилось… Не тот диск поставил на "болгарку", снял защиту, а тут еще дождь… Вот все вместе и сработало.
Говорит, боль почувствовал, когда уже бежал минут пятнадцать в сторону местной лечебницы, прижимая руку к телу. Оттуда мужики на попутках помогли добраться до скорой помощи. Врачи на месте, и это особо отметили их мурманские коллеги, быстро сориентировались и приняли все необходимые меры для сохранения ампутированной конечности.
Михаил Карлович послушно демонстрирует операторам, как уже шевелятся пальцы на руке. Хотя признается, что дается ему это непросто. Но на вопрос, будет ли и впредь пользоваться "болгаркой", вновь пожав плечами, отвечает:
- А куда ж я денусь?
Похоже, так оно и будет. По мнению медиков, о полном восстановлении функций кисти говорить вряд ли стоит, но обычную домашнюю работу с "пришитой" рукой выполнять вполне можно будет.
- Пациенту сделали один из современных методов анестезии - проводниковый. То есть когда человеку не дается глубокий наркоз, а он как бы вводится в состояние легкого сна, но при этом с помощью препаратов "выключаются" нервы и он не чувствует боли, - оперировавший пострадавшего хирург, старший ординатор отделения травматологии Анатолий Сухочев демонстрирует этапы операции на макете человеческого скелета. - Далее, мы составили кость, которая была повреждена на двух уровнях и перелом носил многооскольчатый характер, - фактически она была раздроблена. Затем восстановили поврежденные сухожилия, нервы. Потом перешли к восстановлению сосудистых пучков, то есть питания кисти, без которого все наши манипуляции были бы бесполезны. Поэтому параллельно бригада сосудистых хирургов брала венозный трансплантат с ноги пациента. Всего в операционной работало около 10 человек.
Анатолий Иванович добавил, что чувствительность в руке появится не сразу. На реабилитационный период жителю Ловозера потребуется как минимум полгода.
- Такие случаи в нашей практике встречаются довольно редко. Последний раз подобную операцию мы проводили лет шесть-семь назад, - говорит об уникальности работы врачей заведующий отделением травматологии и ортопедии Павел Преснов. - Хочу отметить, что реплантацию органа возможно сделать только в том учреждении, где есть интегрированная хирургия, то есть когда с пациентом работают одновременно несколько бригад хирургов разных направлений. В Мурманской области такую операцию можно провести только в областной клинической больнице.
Сам Михаил Карлович не устает благодарить врачей и философски вздыхает:
- Эх, вот если бы все так работали…
Екатерина КОЗЛОВА.
Фото Константина БРАЙЦЕВА.