Лучшие пилоты Заполярья готовятся к переезду на "Кузнецов"
В Советском Союзе стать летчиком хотели многие мальчишки. Сейчас же сильный пол все больше мечтает об успешном бизнесе. Возможно, поэтому летчиков палубной авиации в России осталось меньше, чем космонавтов, - всего девять человек.
Можем как "Стрижи" и даже лучше
Подготовка асов занимает несколько лет, но в ближайшие год-два пилотов, способных совершить посадку на единственный российский авианосец "Адмирал Кузнецов", будет больше. Одним из них вполне может стать старший лейтенант Александр Колябин, командир звена авиационного полка, базирующегося в Североморске-3. Он мечтал летать с детства и сделал все, чтобы эта мечта сбылась.
Окончив Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, Александр попал на Cевер, в истребительную авиацию. За три года в Заполярье освоил учебный самолет Су-25 УТГ и боевой палубный истребитель Су-33. Теперь его цель - стать одним из пилотов, работающих на "Кузнецове".
- Надеюсь, я войду в число обу-чаемых в первую очередь. Это зависит от наличия исправной техники, от готовности тренировочного комплекса "Нитка" в Ейске, - рассказал Александр. - Хотелось бы уже в следующем году приступить к корабельной программе. Психологически готов на все сто!
После тренировок на "Нитке" нач-нутся взлеты и посадки на палубу корабля. Сначала с инструктором, потом самостоятельные. На словах очень просто, а на деле подготовка может занять несколько месяцев.
- При резком торможении во время посадки на корабль летчик испытывает перегрузку в три-четыре единицы, - объясняет сложность своей будущей работы Александр Колябин. - Это в два раза меньше, чем во время воздушного боя, но нагрузка идет поперек тела. К этому человек менее подготовлен, чем к перегрузкам вдоль позвоночника при полете. Они ощущаются менее болезненно.
Практическое переучивание летчика считается законченным, когда он может совершать полеты по кругу, в зону и по маршруту. При совершенствовании летных навыков изучается программа курса боевой подготовки: сложный пилотаж, высший пилотаж, боевое маневрирование, бой с неманевренной и маневренной целями.
- Мы можем летать даже лучше, чем знаменитые "Стрижи", выступающие на Параде Победы, - утверждает Александр. - У нас и перегрузки больше, и психологическое напряжение, ведь наша задача - победить противника во время воздушного боя. Да, "Стрижи" красиво летают очень близко друг к другу, но и наши летчики при должной подготовке могут работать в плотных боевых порядках.
Суеверия и видения
Рассказ командира звена об особенностях морской авиации то и дело прерывает оглушительный гул реактивных двигателей. Примерно каждые полчаса на взлетной полосе аэродрома садится или взмывает в небо очередной учебный истребитель Су-25 УТГ. Совершенствование навыков пилотирования происходит постоянно. Учебная машина при весе всего в двенадцать с половиной тонн выглядит, конечно, не так внушительно, как боевые "сушки", но может летать почти со скоростью звука.
Несмотря на множество пилотов, проходящих мимо, интервью взять не у кого. Летчики - чрезвычайно суеверные люди и перед полетом не разговаривают с прессой, просят не снимать их. Работа с риском для жизни накладывает отпечаток даже на отважных мужчин. Некоторые стараются не летать тринадцатого числа, другие недолюбливают понедельники, но журналистов к себе не подпускают решительно все. И этому есть объяснение. Несколько лет назад один из пилотов дал интервью перед взлетом с палубы "Кузнецова", и его самолет разбился. Летчик катапультировался. А еще, говорят, что в день своей гибели легендарный Тимур Апакидзе общался с журналистами, сидя в кабине перед роковым вылетом.
Даже Александр Колябин не очень охотно фотографировался на фоне самолета и в кабине, несмотря на то, что в тот день у него не было вылетов. Остальные пилоты, тренирующиеся в это время, обходили журналистов стороной и были погружены в себя, в сотый раз продумывая задачи предстоящего полета. Сложность их выполнения усиливала низкая облачность.
- В облаках психологически трудно летать, - объяснил Александр. - При заходе на посадку требуется повышенное внимание, так как взлетную полоcу практически не видно. Идешь по приборам. А на высоте в густых облаках у пилотов иногда бывают даже галлюцинации. Кажется, что самолет летит с креном, а на самом деле ровно. Или наоборот. С этим необходимо бороться и верить приборам больше, чем себе.
Чтобы подобных неприятностей во время полета не возникало, требуется держать себя в отличной физической и психологической форме. Не зря говорят: "Сон и питание - основы летания". В летный день пилотов кормят четыре раза, а перед рабочей сменой положено спать восемь часов. Употреблять алкоголь запрещено трое суток перед полетом, так что сильно не загуляешь, если регулярно совершенствовать навыки. Но мечта детства стоит того, чтобы отказаться от спиртного.
В день, когда на аэродром Североморска-3 "высадился десант" журналистов, туда прибыл и генерал-майор Александр Отрощенко, начальник морской авиации Северного флота. Он и рассказал о планах на ближайшее время.
- Сейчас мы готовимся к выходу в составе отряда боевых кораблей авианосца "Кузнецов" - сообщил командующий. - Интенсивно готовим молодой летный состав. Как только авианосец выйдет в море, будем работать по корабельной программе на его борту. Уверен, что со всеми задачами справимся достойно.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.