Получать травмы плохо. Во-первых, потому, что больно. Во-вторых, дорого. В-третьих, сначала выпадаешь из привычного образа жизни, а потом снова к нему привыкаешь. А это, скажу вам, потяжелее, чем входить в работу после отпуска. Но для некоторых людей ваша травма - это подарок судьбы. Для спортивных журналистов, например. Поговорить с действующим спортсменом при обычном его рабочем цикле, как правило, возможности нет. Только урывками - короткий вопрос, короткий ответ. А тут вдруг у атлета появляется бездна времени. И ты прекрасно понимаешь, что ему больно, что ему плохо, но другого такого случая у тебя, братец, может и не быть.
О везении и невезении
В нынешнем сезоне главный тренер футбольного клуба "Север" Валерий Есипов созвал под свои знамена бывших партнеров по волгоградскому "Ротору". Той самой реактивной команды Виктора Прокопенко, которую тот создал в волжском городе в середине 90-х годов прошлого века и которая хотя и не стала чемпионом страны ("бронза" 1996 года и "серебро" 1997-го), но надолго запомнилась всем любителям футбола России. К уже играющим за "Север" Андрею Чичкину и Владимиру Смирнову присоединились нападающий Михаил Мысин и защитник Николай Олеников. И надо же такому случиться, чтобы Николай в первом же матче против "Вологды" получил серьезную травму. И следующую игру с костромским "Спартаком" смотрел с трибуны. Там-то мы с ним и столкнулись.
Первый вопрос, естественно, о здоровье.
- Подозрение на разрыв крестообразных связок, - говорит Николай. - Каждый день откачивают кровь из колена. Но окончательный диагноз поставят чуть позднее. Сейчас команда уезжает из Мурманска на выездные матчи. Я же отправляюсь домой, в Волгоград, по пути заеду в Москву к специалистам-травматологам. Вот там-то все прояснится. Если разрыв связок подтвердится, то лечение и восстановление займут, я думаю, не меньше полугода.
- Это рецидив старой травмы?
- В том-то и дело, что нет. Я играю с 1994 года, но такое со мной впервые. За столько лет лишь однажды у меня был поврежден мениск, но это я даже травмой не считаю - восстановился недели за три.
- Вам сейчас 38 лет. Вы рассматривали "Север" как послед-ний клуб в вашей карьере?
- Нет. Я хочу играть и буду играть до тех пор, пока позволяют физические кондиции. Предложение Есипова играть за "Север" принял сразу. Во-первых, потому, что хотел играть, а во-вторых, с уважением отношусь к Есипову. И как к игроку, и как к тренеру.
- Вы в Мурманск попали, насколько мне известно, в первый раз. Как вам наш город?
- Самое большое потрясение - полярный день! Я первое время никак не мог привыкнуть. Вообще, странно было видеть, что на часах полночь, а на улице светло. Еще удивило большое количество зеленых насаждений. В Волгограде, кстати, гораздо меньше деревьев. Вы удивлены? Просто там, в Волгограде, сказывается соседство с казахскими степями. Оттуда дуют горячие ветры, которые не способствуют буйной растительности.
О соседе
В этот момент на футбольном поле произошло то, ради чего зрители приходят на игру, то есть гол. Алексей Жданов хлестко пробил в нижний угол. Это был ответный мяч "Севера". Когда забивали спартаковцы, мой собеседник молчал, никак не комментируя происходящее. А тут взорвался:
- Ну, Леха, молодец! Красавчик! Мы, кстати, с ним соседи. Живем в одном дворе. Сыновья наши в одной спортивной группе занимаются. Леша, конечно, форвард от бога. При его росте он необычайно координирован. Я его даже как-то спросил, не занимался ли он акробатикой. Нет, говорит, чисто природные данные. Жданов, еще будучи подростком, специально приехал в Волгоград, чтобы учиться футболу. Попал в группу к Леониду Слуцкому, который сейчас является главным тренером ЦСКА. А в ту пору Леонид Викторович был детским тренером в футбольной школе "Олимпия". Здесь он вырастил таких известных футболистов, как Роман Адамов, Денис Колодин, Виталий Казанцев, Андрей Бочков, Максим Бурченко. Это была целая программа. Слуцкий тогда искал таланты по всей России. Адамова нашел в Белой Калитве, Колодина привез из Камышина, а Лешу Жданова - из Старого Оскола. Приезжал на какой-нибудь детский турнир и наиболее способных пацанов приглашал в Волгоград.
О "Роторе"
- А как вы пришли в футбол?
- Я родился в селе Правокумское Ставропольского края. Когда мне было 9 лет, семья переехала в Ставрополь. Отец мой работал инструктором по спорту и после переезда меня сразу отвел в секцию футбола ставропольского "Динамо", где я занимался до седьмого класса, после чего поступил в училище олимпийского резерва.
- А почему стали защитником? Ведь с вашими данными вы могли бы легко играть в нападении.
- Отец вообще хотел, чтобы я был вратарем, так как он сам играл в воротах. Тренеры пробовали меня на разных позициях. В детском возрасте часто выступал в полузащите. Но в итоге стал защитником. Почему так случилось, и сам не знаю. Просто привык верить тренерам, которые видели меня в этом амплуа.
- А свои первые впечатления, когда пришли в "Ротор", помните?
- Конечно. Я ведь попал в команду высшей лиги (как тогда называлась премьер-лига) из ставропольского "Динамо", клуба второй лиги. И не просто в команду, а в команду, борющуюся за чемпионский титул. Меня поразило то, как тренировались звезды "Ротора" Веретенников, Нидергауз, Есипов. Они работали в полную силу, в прямом смысле вкалывали. Еще были очень простыми в общении, никакого неуважения к новичкам не проявляли.
- Я слышал, что президент "Ротора" Владимир Горюнов, приглашая нового игрока в команду, сразу обеспечивал его быт, предоставляя квартиру, машину и другие материальные блага.
- Про это не знаю. Я первые три года прожил на базе команды, которая тогда считалась одной из лучших в Европе. И о большем, признаться, не мечтал. Я просто хотел играть. Футбол был для меня всем. Меня условия вполне удовлетворяли. Я жил на всем готовом, и моей задачей было тренироваться и играть. И мне это нравилось.
Об ошибках своих и чужих
- Какие матчи из тех, в которых вы участвовали, запомнились вам больше всего?
- Ну, в эпическом противостоянии "Ротора" с "Манчестер Юнайтед" я участия, как вы понимаете, не принимал. Меня еще в команде не было. Ту битву я по телевизору смотрел. Но мне пришлось поиграть в еврокубках против очень серьезных соперников. Римский "Лацио", например, или "Црвена звезда" из Белграда. "Лацио" в тот период тренировал швед Эриксон. Он впоследствии стал тренером сборной Анг-лии. Мне пришлось играть против Казираги, Манчини, Синьории, Неста, Недведа, Юговича.
- В сборную России вас приглашали?
- Да, при Валерии Газзаеве. Игра была со шведами, завершилась вничью. Я вышел на замену минут за двадцать до конца. Из "Ротора" пригласили сразу троих - меня, Андрея Чичкина и Женю Алдонина. Последний Газзаеву приглянулся, он взял его в ЦСКА и сборную. И в той и другой команде Женя выступал много лет. Меня же еще только раз вызвали в сборную, которую к тому времени возглавил Георгий Ярцев. Наша команда была сформирована из кандидатов в сборную. Мы полетели в Японию, где провели две игры - одну против молодежной сборной этой страны, а вторую с местным клубом.
- Почему, на ваш взгляд, не получилось закрепиться в сборной?
- Я думал над этим. Мне кажется, что человек, играющий в сборной страны, должен обладать несколькими качествами. Во-первых, он дол-жен быть сильно одарен от природы, во-вторых, быть очень работоспособным, а в-третьих, ему должна сопутствовать удача. Только не думайте, что на кого-то обижаюсь. Обижаться здесь не на кого, кроме себя. Где-то в чем-то я недоработал. Кто-то был просто сильнее меня.
- За свою карьеру вы забили полтора десятка голов, что для защитника не так уж и мало. Есть ли среди них какие-то особо памятные?
- Помню гол "Зениту" в 1998 году на последней минуте матча. Счет к тому времени был 1:1. И вот я головой забил питерцам, ворота которых защищал в ту пору Роман Березовский. Мяч с отскоком от земли, для вратаря очень сложный.
- В Интернете на многих сайтах ваш рост почему-то укорачивают сантиметров на тридцать. Вместо 193 сантиметров пишут 164.
- Да, я знаю. Откуда это пошло, мне неведомо, но однажды в связи с этим произошел забавный случай. Мы играли очередную игру чемпионата, и диктор, объявляя по стадиону составы команд, сказал, что Николай Олеников является самым маленьким игроком на поле. Видимо, то же прочли в Сети, а на меня посмотреть забыли!
Андрей КИРОШКО.
Фото автора и из открытых Интернет-источников.