Его медаль за труд - город Мурманск, который он строил. И все его стройки, говорят, были замешены на мурманском характере. На упорстве, на настойчивости. На непримиримости.
"Веллер как-то приехал на свой объект, а там молодой неопытный парень, по виду начальник, ходит, осматривает что-то придирчиво. Оказалось, из строительного отдела, из обкома партии. Головой покрутил, сделал какое-то замечание в некорректной форме и отбыл, - рассказывает мне Владимир Горячкин, почетный гражданин города-героя Мурманска, мэр столицы Заполярья в советских 80-х. - А вскоре стройку навестил первый секретарь обкома Владимир Птицын, похвалил за темпы строительства, затем спросил: "Какие будут пожелания, Борис Наумович?". Веллер попросил не умеющего общаться инструктора больше не присылать. И не присылали!
Борис Веллер на советских стройках был большим авторитетом.
В Мурманск приехал в 1958-м. До этого семь лет возводил секретные объекты в Архангельской области для первых атомных подводных лодок. Успел пройти путь от прораба до начальника строительного управления. Такие люди городу были необходимы. И в Заполярье Борис Веллер занялся промышленным строительством. В портовом городе 60-х годов новым большим траулерам требовались мощные глубоководные причалы. Модернизация шла колоссальная. Часто проблемы возникали там, где их не ждали.
Был такой случай. Начать работы по строительству причалов здорово мешали бочки с просроченной сельдью. Переработать ее было нельзя, а куда девать?
Талант компромисса и необыкновенную везучесть проявил тогдашний заместитель начальника порта Ян Сергеевич Бургутто. Он каким-то чудесным способом умудрился всю партию сельди продать немцам. По 5 копеек за килограмм!
К слову, немцы потом сделали из этой сельди консервы и реализовали по два рубля за банку!
А при возведении южной части порта строителям пришлось хоронить… кита! Тушу буксиром приволок в порт траулер. Капитан думал, что доставляет нужный груз, а выяснилось, что норвежцы все ценное с убитого косатками животного уже срезали. Его утилизация, кстати, была официально вписана в расходы на строительство причалов.
В 70-х годах выяснилось, что мощности Центральной ТЭЦ исчерпаны. Не то чтобы нужно - необходимо! - строить Южную котельную. Но в плане ее нет. Что делать?
Пришлось Борису Веллеру ехать в Москву в институт "Гипрокоммунэнерго", убеждать помочь Мурманску. Разговор был недолгим. Директором института оказался мурманчанин!
Борис Наумович как-то сказал: "Мурманчане - это особая порода людей, которые любят свой город, вдали от него испытывают чувство ностальгии. И вообще - это особенные люди". Про себя сказал!
Вслед за котельной вырос Первомайский округ. Можно сказать, венец гражданского строительства на Севере. За возведение 305-го микрорайона, например, мурманские строители получили премию Совета министров СССР. А фасадный дизайн жилых девятиэтажек был удостоен международного признания: в Канаде мурманским специалистам был вручен хрустальный кубок за лучшую отделку фасадов. В те же годы в центре была построена научная библиотека. Под первую плиту фундамента заложили серебряный рубль. Ходит легенда, что он оберегает здание от старения. Эксперты говорят, что истинный секрет фасадной прочности скрывает терразитовая штукатурка. А старожилы добавляют, что она замешена на мурманском характере.
Сегодня Борису Наумовичу 85, а он до сих пор в строю. Его проекты по строительству мемориала Труженикам фронтового Мурманска и памятника "Ждущая" стали воистину народными.
Ни одному мэру возведение "Ждущей" оказалось не по плечу! "Вот я как мэр не смог этого сделать! - признается Горячкин. - Брался за эту работу Олег Найденов, и он не смог. Сделал Веллер. И однозначно говорю, это - его дело".
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото Константина БРАЙЦЕВА.