
Наверняка почти все мурманчане знают легенду о происхождении названия Семеновского озера, которое находится практически в центре Мурманска. Говорят, что озеро назвали так в честь Семена Коржнева (или Коржева). Его еще порой называют первым жителем Мурманска. Когда изыскатели пришли в наши края в поисках места для нового города, они нашли около озера одиноко стоящую избушку и сидящего возле нее столетнего рыбака, бывшего солдата Семена Коржнева.

"Пол в избушке был земляной, — вспоминал в начале ХХ века один из первых строителей Мурманска Николай Доризо. — В очаге все время светились "живые" угли. Над ними висел котелок. Угли нагревали камни, горячие камни давали тепло. Вместо трубы — отверстие в потолке. Нары из жердей, покрытых ветками. Вот и все убранство жилья. Правда, у Семена было старое ружье. Отдача такая, что на ногах трудно удержаться".
По словам Николая Доризо, хозяину бревенчатой постройки принадлежала тоня в бухте Семенова корга. Однако ее название, как и название Семеновых островов, Семеновского озера, вероятнее всего, не имеет отношения к солдату Коржневу. Ведь Семенова корга как семужья тоня известна с XVI века как промысловое место мунномашских (кильдинских) саамов.
Мыс Зеленый, рядом с которым стояла избушка Семена Коржнева, был тогда действительно покрыт густыми зарослями деревьев. Известный географ и путешественник Федор Литке, побывавший в этих местах летом 1822 года, утверждал, что берега Кольского залива в южной части покрыты "березовыми и еловыми рощами". Да и еще, кажется, совсем недавно на склонах и вершине Зеленого мыса росли высокие ели, раскидистые сосны, а между ними — островки березок и рябин.
Как уверяли очевидцы: "В южном колене залива более или менее плавные склоны берегов покрыты мелким березняком и, постепенно повышаясь, переходят в холмистое плато, одетое редким хвойным лесом. За этим возвышенным плато, как за перевалом, следует почти всюду болотистая безлесная котловина, а по ней в нескольких местах протекают ручьи, берега которых густо покрыты лиственным кустарником. Далее в глубь материка, за низиной, начинается склон к береговым горам, одетый редким сосновым лесом, постепенно к вершине пропадающим".
Так сто лет назад выглядело место, на котором теперь расположился самый крупный город Заполярья. Там, где сейчас стоят огромные корабли у причала, изредка швартовались лодки рыбаков из соседней Колы, которые порой жили в этих местах в избушках-землянках.
- Мы часто покупали у них на уху палтус, треску, озерную рыбу. Придешь в пустую избушку, деньги положишь, рыбу возьмешь — и к себе, на судно, — вспоминал потом Доризо. - Весов не было, торговали на штуки. Доверие было полное, нигде и ничего не запиралось... Многие из них — потомки ссыльных. Но очень добродушные, честные, приветливые люди. И себе на уме, с хитрецой — приучили купцы, которые приходили сюда на ботах и парусниках за соленой рыбой... Ловили они в заливе на шняках и карбасах. Это была тяжелая работа. Вернувшись после осмотра сетей, неводов, мереж и небольших ярусов в свои шалаши, любили тянуть чаек...
Семен Коржнев ничем особо не отличался от этих рыбаков-колян. Разве только тем, что жил один. В одиночестве и тишине.
"Весь обросший, — так описывали его первопроходцы, - седой, без шапки, в толстом холщовом зипуне, перехваченном поясом, в замасленных брезентовых брюках, в сапогах, от которых пахло ворванью".
Наверное, столетний рыбак очень бы удивился, узнав, что в этих местах раскинется большой город. А на месте, где стояла его избушка, будет зона отдыха мурманчан с парком аттракционов и лодочной станцией. А в центре Семеновского озера летом будет работать фонтан. Зимой по замерзшей глади озера на лыжах катаются горожане, в проруби плавают "моржи".
А вот деревьев на мысу Зеленом почти не осталось. Их вырубили и переработали на лесопильном заводе в микрорайоне Дровяное, снабжавшем молодой Мурманск строительными материалами.
Но одно место осталось неизменным. Вблизи озера находится особо охраняемая природная территория — памятник природы Бараний лоб у озера Семеновское. Он представляет собой асимметричный округлый выступ гранитов архейского возраста, который геологи и называют "бараний лоб".
Наталья ВАСИЛЬЕВА.
К ТЕМЕ
Озеро Ледовое
Его назвали так потому, что здесь мурманчане заготавливали для хозяйства лед. После войны вдоль берегов озера раскинулся одноименный поселок. Нынче от него не осталось и следа: все похоронили под собой строения автохозяйства. И самому озеру досталось от хлама и грязных стоков. Одно время на нем даже перестали селиться утки, чайки. Нынче водоем потихоньку возрождается. Со стороны Кольского проспекта "протянули" набережную. Коммунальщики чистят дно и берега. И утки снова плавают по глади Ледового.
Питьевое озеро
Его название говорит само за себя. Это озеро когда-то поило весь Мурманск. Отсюда тянулся главный городской водопровод. Сейчас водоем снабжает водой Ленинский округ. В войну город нещадно бомбили. Поэтому мурманчане, спасаясь от налетов фашистов, построили по берегам Большого питьевого целый поселок из землянок, просуществовавший до 50-х годов прошлого века. Аналогичный поселок был у озера Малое питьевое.
Окуневое озеро
Говорят, что в этом водоеме когда-то водился окунь, благодаря которому он и получил свое название. Из-за формы озера мурманчане часто величают его "огурцом".
Озеро Глубокое
Это озеро расположено между улицами Бабикова и Крупской. Раньше оно и вправду было глубоким и широким, но ныне обмелело из-за разросшегося города и деятельности человека (так, автомобилисты любят помыть на этих берегах своих "железных коней").
Среднее озеро
Происхождение названия этого озера не совсем понятно. Оно расположилось между Верхнеростинским шоссе и улицами Скальной и Старостина. На его берегах стоят дом-интернат для престарелых и инвалидов и школа № 52.
Рубрика: КСТАТИ
Легенда гласит, что поселок Абрам-Мыс назван в честь Варлаама Керетского. Согласно преданию, отец Василий изгнал беса, обитавшего на Абрам-Мысе и топившего утлые суденышки рыбаков. Еще при жизни преподобный Варлаам прославился как целитель и спаситель на море. После смерти его стали почитать не меньше, чем святителя Николая Мирликийского. Согласно этой легенде, во времена Ивана Грозного в этих местах сидел черт и не пускал людей к морю.
В XVII веке на этом месте появилась рыбацкая тоня, древняя легенда забылась, Варлаам стал Абрамом. С тех пор прошло много лет, но жители поселка до сих пор считают, что они живут у черта на куличках, ведь это самый отдаленный микрорайон Мурманска.