
Можно ли помочь жертве секты? С таким вопросом мурманчане все чаще обращаются к психологам. Нередко родственники увлеченного богоискательством человека даже не представляют, с кем предстоит бороться. Что же такое секта, как отличить ее от нетрадиционного религиозного объединения и общественной организации? Почему у многих странных культов так много последователей?
Библия как руководство к действию
Мурманчанка Марина — богоискательница со стажем. Мало кто может похвастаться участием в таком количестве религиозных объединений. Вместе с бабушкой Марина в детстве ходила в церковь, молилась, соблюдала посты и часто читала Библию.
- К пятому классу я начала бунтовать, — вспоминает "сектоманка". — Однажды в церкви я громко спросила бабушку, почему там продают книги и ритуальные принадлежности, ведь торговать в храме запрещено. Нас тогда попросили выйти на улицу…
Дома бабушка убедила внучку, что она еще маленькая и ничего не понимает. Но, взрослея, девочка стала сомневаться в правоте бабушки. Ей казалось, что в православии слишком много условностей.
- Ты не можешь просто прийти и поговорить с батюшкой, когда тебе плохо, — говорит Марина. — Нужно быть одетой соответствующим образом, купить свечи, заказывать молебны, раздавать милостыню.
В девяностые годы в России появились представители многих неведомых до того времени культов и религиозных течений. Как-то в больницу, где работала женщина, попала старушка-баптистка. Она пригласила Марину на молитвенное собрание. Пообщавшись некоторое время с представителями этой конфессии, Марина быстро разочаровалась.
- Кроме формальностей вроде отсутствия икон, они мало чем отличаются от обычных христиан, — сетует она. — Проповеди красивые, но это только слова. Я же не хотела жить просто так. Я хотела жить правильно. Пыталась найти людей, которые живут по божьим законам, и не находила…
От Иеговы к Шри Чинмою
В итоге Марина оказалась в компании Свидетелей Иеговы. С ними она общалась шесть лет.
- Я хотела расти духовно и проповедовать, но оказалась недостойна Иеговы, — объясняет Марина. — У них очень жесткие правила, а я развелась с мужем, иногда выпивала и отдыхала в ночных клубах. Мне тогда казалось, что Библия — это руководство к действию и Свидетели Иеговы его успешно воплощают, а Вефили (так называемые дома Бога — закрытые общины с жестким распорядком и практически бесплатным трудом во имя строительства Божьего царства на земле. — Авт.) как раз представляют совершенное общество.
От Свидетелей Марина ушла сама. Ее подвигло к этому не только собственное несовершенство, но и сестра, заявившая, что примет мусульманство и навсегда порвет с ней всяческие связи, если Марина окончательно уйдет к Свидетелям.
Следующим увлечением женщины стало учение Шри Чинмоя, американского йога, считавшего себя живым воплощением Бога, пропагандировавшего медитацию, вегетарианство и запрет на половые отношения.
- Одна из моих коллег, последовательница этого учения, принесла как-то на работу картины, которые они рисуют в своем центре, — продолжает Марина. — Их мягкие тона и абстрактные сюжеты мне понравились. Потом она зачитывала мне их афоризмы — очень красивые, похожие на стихи.
Вместе с коллегой Марина пришла в мурманский центр Шри Чинмоя. Сначала ей там нравилось — дружелюбная атмосфера, красивые песнопения, медитация. Женщину не насторожило даже то, что "учитель" в своих трудах советовал не заводить семей и не иметь детей, посвятив всю свою жизнь служению.
Путь в секту
- Но потом я поняла, что и тут не все гладко, — замечает Марина. — Уж слишком у Шри Чинмоя большой авторитет.
Кстати, ряд специалистов относят его учение к числу тоталитарных, а Московский городской суд причислил центр Шри Чинмоя к числу деструктивных религиозных организаций. Но на территории нашей страны ее филиалы существуют вполне легально.
Впрочем, учение индийского философа было далеко не последним в поисках Марины смысла бытия. В какой-то момент подалась в интегральную йогу. Это увлечение продлилось два года — пока не встретила с йогами новогодние праздники.
- Люди выполняли ритуал поклонения слону и солнцу и со стороны выглядели одержимыми, — вспоминает Марина. — Тогда решила: все, с меня хватит.
Почему люди становятся приверженцами религиозных учений? По мнению мурманчанки, чаще всего на этот путь толкают одиночество и жизненные трудности.
- Женщину, которая привела меня к Свидетелям Иеговы, муж бросил с четырьмя детьми, когда она тяжело болела, — говорит Марина. — А я к ним пришла после смерти бабушки, самого близкого мне человека.
На вопрос, как она сегодня оценивает подобные организации, женщина ответила:
- Я считаю, что в первую очередь это выгодный бизнес. Везде последователям нужно постоянно покупать соответствующую литературу, ритуальные предметы, платить всяческие взносы.
Теперь Марина наконец-то сформулировала для себя правила, по которым нужно жить, а критические моменты жизни преодолевает с помощью психолога и спорта.
Под маской добра
Психолог Екатерина Вашукидзе достаточно часто сталкивается с жертвами сект. За консультацией к ней обычно обращаются их родственники.
- Деятельность сект на первый взгляд мало чем отличается от работы обычных общественных объединений, проповедующих здоровый образ жизни, — уверяет психолог. По ее словам, один из основных признаков, что увлечение не пойдет человеку на пользу, — резкое сужение круга его интересов. Зачастую лидерами нетрадиционных религиозных организаций являются полумифические фигуры, которых рядовые члены практически не видят. Кроме того, у деструктивных сект есть обеты, которые для нормального человека неприемлемы.
- Если в организации запрещают иметь детей, заводить семью или требуют обязательного приобщения к учению родных и близких, то возникает вопрос, насколько благоприятна для личности насаждаемая идеология, — замечает Екатерина.
Кстати, членами сект становятся далеко не все, кто туда попадает. Для этого надо иметь предрасположенность — неустойчивую самооценку, неудачно пережитые возрастные кризисы и тому подобное.
Попадая в новый для себя иллюзорный мир, человек резко меняет круг общения и пытается отгородиться от знакомых и родных, скрывая, чем он занимается в организации.
- Один из лучших специалистов по реабилитации сектантов — кандидат психологических наук Михаил Вершинин, — говорит Екатерина. — Если вы в растерянности и боитесь, что можете потерять близкого человека, зайдите на его сайт. Там есть рекомендации, ответы психолога на вопросы посетителей сайта.
Михаил Вершинин считает, что основная ошибка, которую допускают члены семьи адепта, — это резкое неприятие, подкрепленное невежеством. Нужно как можно больше собрать информации о религиозном объединении, в которое попал близкий человек, попытаться найти в проповедуемом им учении слабые места. С адептом нужно разговаривать на его языке. У человека, вовлеченного в секту, всегда больше аргументов в споре с родственниками, которые в его вероучении ничего не понимают. Ни в коем случае нельзя отвергать близкого человека, каким бы странным ни казалось его поведение. Родственники и любимые — единственный “крючок”, с помощью которого его можно вернуть к нормальной жизни.
Смерть или сигарета
- Некоторые подобные организации действуют на территории области вполне легально, — продолжает Екатерина Вашукидзе. — Недавно одна из них даже проводила обучающий семинар, на котором якобы присутствовали какие-то известные ученые из Европы, подтверждающие пользу используемых техник оздоровления. Но каким бы ни был авторитет этих людей, сомневаюсь, что замена инсулина травами, которую они, в частности, рекомендуют, благотворно скажется на здоровье больных сахарным диабетом.
Печальнее всего, когда в секты вовлекаются подростки или дети. У них неустойчивая психика, и давление на нее со стороны секты может закончиться плачевно.
Среди пациентов Екатерины был пятнадцатилетний подросток. Мальчик оказался трудным, пренебрегающим общепринятыми нормами поведения. Как-то родственница привела его на собрание одной из сект. Парнишке там понравилось, он даже стал лучше себя вести. Но у него была дурная привычка — он курил.
- Ко мне этот подросток пришел с вопросом: "Я курю, значит, я не имею права жить?" — возмущается Екатерина. — Именно это ему и внушали.
К счастью, у мальчишки хватило сил порвать с сектантами. И в этом ему помимо визитов к психологу помогло увлечение бальными танцами.
Ирина ТВЕРИТИНОВА.
#Архив