
В мурманских вузах приступили к учебе будущие магистры. Так, в Мурманский государственный гуманитарный университет (бывший педагогический) в этом году было зачислено 35 человек, а в МГТУ — 44. Теперь они будут носить гордое имя магистрантов — учащихся магистратуры.
В Мурманске получить степень магистра можно в двух вузах — МГТУ и МГГУ. Распределение направлений полностью соответствует названиям учебных заведений. В техническом университете готовят будущих научных работников в области химии, биологии, менеджмента, экономики, экологии, техники и технологии. В МГГУ обучают магистров филологии, физики и математики, а также магистров педагогики, причем в рамках направления "Филологическое образование" действуют несколько специализированных программ.
Срок обучения в магистратуре составляет год или два. Поступить туда могут как обладатели диплома бакалавра, проучившиеся в вузе четыре года, так и специалисты, прошедшие пятилетний срок обучения в институте.
Каждому поступающему необходимо знать, что магистратура — это прежде всего углубленное изучение выбранного предмета и серьезная научная работа. Результатом обучения станет магистерская диссертация. Кроме того, в течение всего срока обучения необходимо регулярно участвовать в научных конференциях и публиковать статьи в сборниках. В учебный план магистрантов входит и практика — они смогут попробовать себя в роли преподавателей в школах и вузах.
Необходимо отметить, что график занятий в магистратуре, как правило, адаптирован для тех, кто уже работает: лекций немного, и ставят их в вечернее время. Поэтому нужно помнить о том, что большую часть знаний придется добывать из литературы самостоятельно.
Магистратура является хорошей базой для поступления в аспирантуру и старта научной карьеры, а магистерская диссертация является основой будущей кандидатской. Кроме того, диплом магистра признается зарубежными вузами и работодателями европейских стран. Если раньше диплом специалиста приходилось подтверждать, сдавая квалификационные экзамены, то с магистерским дипломом вы сможете продолжить образование или устроиться на работу за рубежом без особых проблем. А вот процесс трудоустройства в России имеет свои тонкости.
- Российское законодательство не подготовлено к двухуровневой системе образования (бакалавриат плюс магистратура), — поясняет декан биологического факультета МГТУ Павел Приймак. — На сегодняшний момент бакалавр, специалист и магистр могут претендовать на одну и ту же должность, поскольку формально каждая из этих квалификаций означает законченное высшее образование.
- Магистратура — это образование абсолютно другого уровня, прекрасная возможность самореализации и саморазвития, — считает декан факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций МГГУ, руководитель одной из магистерских программ Ольга Иванищева. — Кроме того, с помощью магистратуры можно "подкорректировать" свое образование, углубить знания по выбранному профилю. С практической точки зрения обучение на бюджетном отделении магистратуры равносильно второму бесплатному высшему образованию.
Елизавета МИТИНА.
К теме
Степень магистра появилась еще в средневековых университетах западной Европы. Ее удостаивались "преподаватели семи свободных искусств", а затем и выпускники философских факультетов университетов. Магистры обладали правом избирать ректора университета. В России впервые звание магистра было введено указом Александра Первого в 1803 году. Тогда обучать по магистерской программе могли лишь Московский, Дерптский, Казанский, Харьковский и Виленский университеты. Позднее такое право получили университеты в Киеве, Варшаве и Санкт-Петербурге. В те времена обладатель ученой степени магистра имел право заведовать кафедрой, а в таких науках, как фармация и ветеринария, степень магистра была наивысшей. Присуждение степени осуществлялось после сдачи специального экзамена и защиты диссертации. В некоторых случаях требовалась и публичная лекция. Обычно от начала обучения и до защиты проходило не менее четырех лет, поэтому звание магистра того времени можно смело приравнивать к сегодняшнему кандидату наук. Подобная система существовала вплоть до 1917 года. В современной России введение двухуровневого образования — одно из условий вступления в Болонский процесс — процесс создания единой образовательной сети в Европе.
#Архив