Мой дом — тюрьма
Россияне могут отбывать наказание, не выходя из своей квартиры

Толстый мужчина лежит с бутылкой пива у телевизора. На ноге у него красуется электронный браслет слежения. Рядом только что пришедшая из магазина жена с тяжелыми сумками. Муж: "Дорогая, я бы тебе, конечно, помог, но не могу — наказан". Так художник-карикатурист одной из норвежских газет изобразил новый вид наказания, который планируют применять и к российским преступникам.
С десятого января вступили в законную силу изменения уголовного и уголовно-процессуального кодекса об ограничении свободы. Кстати, в главных документах отечественных правоохранителей ограничение свободы как один из видов наказания существовал давно. Правда, то ли из-за отсутствия денег на необходимое оборудование, то ли по каким-то другим причинам он не использовался.
- Многие федеральные средства массовой информации, сообщая о нововведениях, перепутали ограничение свободы и домашний арест, — заявила журналистам начальник отдела по руководству Уголовно-исполнительными инспекциями Управления исполнения наказаний по Мурманской области Тамара Кочановская. — Но ограничение свободы — наказание, назначенное судом, а домашний арест заменяет содержание обвиняемого в СИЗО на период следствия.
Отбывать свой срок дома смогут осужденные за нетяжкие преступления. Ограничение свободы ждет многих рецидивистов, но уже после возвращения из колонии — в качестве профилактики.
По новому законодательству преступник не имеет права покидать свой дом в определенное судом время. Ему запрещается выезжать за пределы города и посещать места массовых мероприятий. А еще он не должен менять место работы или учебы, не поставив в известность контролирующие органы. Несколько раз в году осужденный обязан являться на регистрацию.
- Осужденные из колоний уже могут ходатайствовать о замене лишения свободы ее ограничением, — заметила Тамара Кочановская. — Однако это вряд ли породит всплеск преступности. Ведь если получивший мягкую форму наказания нарушит режим, он снова окажется за решеткой. Тем, кому суд назначит ограничение свободы впервые, тоже не стоит расслабляться. Два дня этого наказания приравниваются к одному в тюрьме, куда преступник и отправится, если будет плохо себя вести.
Казалось бы, новый вид наказания имеет массу плюсов. Он помогает избежать перенаселенности колоний и обмена заключенными криминальным опытом. Суд смело может "сажать" преступников по месту прописки, начиная с этой недели. Однако возникают чисто технические проблемы. Браслеты слежения опробованы только в паре регионов, и не известно, как они будут работать в суровых климатических условиях Крайнего Севера. В Воронеже, где проходила первая проба, опыт был признан удачным. Только родственники осужденных жаловались, что постоянно заняты их стационарные телефоны. С помощью этих телефонов, собственно говоря, и осуществляется контроль над сидельцем.
Кроме того, не известно, в какие сроки "оковы правосудия" завезут в Мурманскую область. Даже если это произойдет быстро, до начала их использования еще предстоит значительно увеличить количество инспекторов уголовно-исполнительных инспекций, которые должны наблюдать за перемещением осужденных с помощью специальных пультов и вообще проверять исполнение условий наказания. А, по словам заместителя руководителя УФСИН по Мурманской области Константина Гусева, до 2015 года штат инспекторов должен оставаться без изменений. Во всяком случае, иных решений по кадровым вопросам до сих пор не принято.
Ирина ТВЕРИТИНОВА.
#Криминал