От известия, что ты стоишь у шахты, где производились ядерные взрывы, становится не по себе. Мало кто из жителей Мурманской области знает, что именно здесь, в самом сердце Кольского полуострова, почти сорок лет назад проводились эксперименты по использованию атома в мирных целях.
Гора у рыбной реки
- Рудник располагался вон там, — показывает Сергей Коняев, сотрудник Хибинской учебной базы МГУ. Он частенько привозит туристов к этому месту, ставшему достопримечательностью. О том, что в прошлом веке здесь была шахта, где добывали камень плодородия апатит, напоминает лишь едва заметная заплатка из бетона. В начале 90-х годов рудник законсервировали, а вскоре и вход в него замуровали, залив бетоном.
Этот эксперимент ученые до сих пор считают одним из самых ярких и успешных опытов использования атома в мирных целях. Заказчиком работ тогда выступило Министерство по производству минеральных удобрений СССР. В разработке эксперимента участвовали сотни ученых.
А многие жители Кольского края даже не догадываются, что в самом центре Хибин в прошлом веке гремели подземные ядерные взрывы — на апатитовом месторождении Куэльпорр, расположенном примерно в 21 километре на север от Кировска и в 150 километрах от финской границы. К слову, Куэльпорр в переводе с саамского означает "гора у рыбной реки". Есть мнение, что если смотреть с определенного места, то здешний отрог гор похож на голову гигантской рыбы. Месторожде-ние небогатое, разрабатывать его обычным способом невыгодно. Возможно, это и стало главным аргументом, чтобы именно здесь развернуть площадку для эксперимента.
Ученые предложили попробовать раздробить руду не механически, а с помощью ядерного взрыва. Это значительно облегчило бы работу горняков и удешевило бы добычу камня плодородия.
Экспериментаторы рассчитывали, что после ядерного взрыва в шахте горная порода превратиться в щебень. Это достигалось за счет эффекта действия прямой ударной волны и отраженной от границы раздела сред. Затем превращенную в крошево горную породу можно было бы, не дробя, грузить в вагонетки и на транспортеры.
Конечно, опыту предшествовали тщательные расчеты и длительная подготовка. Важно было снизить радиоактивное загрязнение добываемой руды. Поэтому в эксперименте решено было использовать так называемый чистый ядерный заряд и применить систему направленного вывода и захоронения активных продуктов взрыва в пустой породе. Все радиоактивные продукты взрыва выводились по специальному воздушному каналу.
Первый взрыв на плато Куэльпорр был произведен 4 сентября 1972 года. Его мощность составила 2,1 килотонны в тротиловом эквиваленте (в 10 раз меньше бомбы, сброшенной на Хиросиму).
А город подумал — землетрясение
Жители Кировска даже не подозревали о готовящемся в обстановке строжайшей секретности ядерном взрыве. Сегодня местные старожилы вспоминают, что тогда многие подумали, будто бы в городе произошло небольшое землетрясение: в сервантах задребезжала посуда, в нескольких домах вылетели стекла из окон.
Ученые провели исследования и отрапортовали, что радиоактивного загрязнения удалось избежать. Но очевидцы утверждают, что тогда всем местным жительницам, ожидавшим пополнения в семье, врачи вдруг стали настоятельно рекомендовать прервать беременность. Однако эксперимент, который получил название "Днепр-1", посчитали удачным. А через 12 лет в Куэльпорре прозвучало еще два взрыва, правда, меньшей мощности — 1,7 килотонны.
И снова эксперимент, теперь уже под кодом "Днепр-2", назвали успешным. Но вскоре работы на шахте прекратились, а штольни были брошены вместе с находившимися в них приборами, техникой. Говорят, что внутри одной из штолен был оставлен манекен, вылитая копия настоящего человека. Во время проведения эксперимента ученые размещали на нем всевозможные датчики для изучения особенностей воздействия радиации. Вероятней всего, этот манекен и стал основанием для распространившейся в этих местах легенды о замурованном внутри шахты человеке. Не исключено, что именно его видели люди, которые уже много раз пытались (и зачастую успешно) пробраться внутрь шахты.
Как утверждает кировчанин Константин Кушнир, в 90-е в пункты по приему цветного металла в Кировске стали приносить металлолом, который "фонил". Тогда-то в срочном порядке и был зацементирован вход в штольню. Но буквально два года назад в нем снова появилась дыра. Причем предприимчивые дельцы сами в шахту не залезали, они отправляли за цветным металлом в опасную зону подростков. Но вскоре лаз снова замуровали.
Все под контролем
И все же большого урона ядерные взрывы Хибинам не нанесли. С 1972 года и по сей день объект "Днепр" находится под тщательным наблюдением экологов. В окрестностях горы Куэльпорр постоянно берут анализы воды, грунта, растений. Исследования показывают, что радиационная обстановка здесь не вызывает беспокойств. Причем такой вывод делают не только российские ученные.
Когда в 90-е годы границы открылись, финны и норвежцы активно стали приезжать в эти места. Благо добраться на Куэльпорр совсем не сложно. Дотошные зарубежные экологи со своими дозиметрами излазили не только саму гору, но и все ближайшие склоны и долины, выискивая следы невидимого гамма-излучения. К их разочарованию, радиоактивный фон оказался настолько слабым, что говорить о какой-либо угрозе соседним странам было бы просто глупо.
К теме
В период с 1965 по 1988 год в СССР было проведено 124 мирных ядерных взрыва в интересах народного хозяйства (в том числе 117 — вне границ ядерных полигонов). Из них два ("Глобус-1" в Ивановской области и "Кратон-3" в Якутии) сопровождались авариями, при которых произошла утечка продуктов радиоактивного распада.
Впрочем, академик Яблоков утверждает, что в 169 мирных ядерных взрывах (МЯВ) было подорвано 186 ядерных устройств. При этом официально, по данным ВНИПИпромтехнология Минатома, загрязнение территории произошло в четырех случаях (объекты "Кратон-3", "Кристалл", "Тайга" и "Глобус-1"). По данным ЦНИИатоминформ Минатома, к 1994 году (то есть спустя 20-30 лет после проведения МЯВ) в 24 случаях из 115 остались "локальные надфоновые загрязнения вокруг скважин".
Кстати
Инициатива и приоритет в мирном использовании ядерных взрывов принадлежит советским ученым. В 50-60-е годы прошлого века они разработали специальную программу по использованию подземных ядерных взрывов в мирных целях — программу № 7 (''Ядерные взрывы для народного хозяйства''). Она должна была решить важнейшие проблемы использования энергии подземных ядерных взрывов в мирных целях. Одна из них - противоречие между гигантским энергетическим потенциалом ядерных взрывов и их воздействием на природу.
Многие из проведенных экспериментов оказались успешными. В 1971-м именно ядерный взрыв создал подземную емкость для хранения газоконденсата на Дедуровском месторождении. В 1973-1974 годах на глубине 2000 метров были созданы подземные емкости-хранилища биологически вредных отходов Стерлитамакского содово-цементного и Салаватского нефтехимического комбинатов. Они эксплуатируются до сих пор.
Именно ядерные взрывы должны были помочь создать около 40 водоемов в наиболее засушливых районов Казахстана и повернуть реки вспять. Планов по использованию мирного атома было много. Однако в 1985 году в связи с объявленным СССР мораторием на все ядерные взрывы программа ''Ядерные взрывы для народного хозяйства'' была свернута.
Наталья ГРЕЧИНА.
Фото автора.
#Архив