Как назывался головной убор замужних крестьянок в южнорусских селах? Что дарили родители жениха будущей невесте у хантов? Как назывался обряд омовения младенца у белорусов?
Десятки вопросов о культуре, традициях разных народов вошли в «Большой этнографический диктант». В этом году Международная просветительская акция «Большой этнографический диктант» прошла уже в девятый раз. В Мурманской области ее участниками стали более 11 тысяч человек.
Акция проводилась по инициативе Федерального агентства по делам национальностей и при поддержке министерства внутренней политики Мурманской области. Этнографический диктант под девизом «Народов много – страна одна!» начали писать 1 ноября, накануне Дня народного единства, и потом продолжали всю прошлую неделю.
Диктант участники писали онлайн на официальном сайте «Большого этнографического диктанта» и на офлайн-площадках. Одной из них стал филиал № 5 Центральной городской библиотеки Мурманска (улица Чумбарова-Лучинского, 40/3), известной своим уникальным экодизайном, где главным интерьерным украшением выступают живые растения. Там свою эрудицию проверили около двух десятков северян.
– Горожане стали приходить к нам проверять свою эрудицию в этнографической сфере с самого утра, – рассказал заведующий «зеленой» библиотекой Дмитрий Замятин. – Среди гостей были и люди почтенного возраста, и подростки, и студенты. Здорово, что акция вызвала такой большой интерес. Знать и уважать обычаи, традиции разных народов очень важно для дружного сосуществования в нашей многонациональной стране. И, конечно, полезно для расширения кругозора. Я и сам принял участие в этом диктанте. Признаюсь, до максимальной оценки знаний не хватило – набрал 81 балл. Думаю, ошибся в вопросах о крымчанах, крымском казачестве. Теперь буду восполнять пробелы – благо за литературой далеко ходить не надо, работаю среди книг.
Тем временем в пятый филиал ЦГБ зашли две девушки – Екатерина Шойтова и Екатерина Волкова, ученицы 11-го класса мурманской школы № 5.
– Об этнодиктанте нам рассказали учителя, стало интересно, раньше в таких масштабных акциях мы участия не принимали, – сказала Екатерина Шойтова. – Вот уроки закончились, и мы пошли проверять свою эрудицию.
Девушки сели за компьютеры и стали сосредоточенно вчитываться в вопросы. С диктантом тезки справились минут за 15.
– Вопросы, конечно, были непростые, но мы справились, очень многое проходили в школе, – добавили девушки. – У нас отличный педагог по истории – Игорь Николаевич Ступаков, рассказывает даже то, чего не требует школьная программа. Нередко эти знания помогают в повседневной жизни, пригодились они и сейчас.