Назревает очередной транспортный скандал. В недрах областного правительства разработан неоднозначный законопроект, одобрение которого может обернуться отменой безлимитных ежемесячных проездных билетов для школьников и студентов. Потенциальными жертвами такой «оптимизации» станут 12 тысяч молодых мурманчан.
Доверяй, но проверяй
На первый взгляд документ, официально внесенный в Мурманскую областную Думу, ничем не примечателен. Законопроект утверждает новую методику расчета компенсации убытков, которые несут транспортники, предоставляя льготный проезд школьникам и студентам. Так, предлагается по новой формуле считать «социальные» расходы, которые будут восполнены перевозчикам из региональной казны. В частности, в Мурманске такие компенсации ежегодно получает предприятие «Электротранспорт», которое перевозит в Мурманске пассажиров автобусами и троллейбусами.
«Отразится ли это нововведение на получателях льготы, мурманских школьниках и студентах?» – такой вопрос депутат Мурманской областной Думы Герман Иванов задал на заседании профильного комитета регионального парламента под председательством Ларисы Кругловой, где и рассматривалась новая законодательная инициатива. Заместитель главы регионального минтранса Виталий Осин дал на этот вопрос отрицательный ответ. Мол, расчет субвенций по новой формуле – чистая формальность.
– Я уже не раз замечал, что в документах, разрабатываемых областным министерством транспорта, нередко маскируются острые углы, поэтому я внимательно изучил законопроект, – отметил депутат Герман Иванов. – Выяснилось, что на согласительных совещаниях по новой методике, которые проводятся с перевозчиками, неоднократно звучало, что понятие «льготный проездной билет», которое подразумевает безлимитное количество поездок в течение месяца, по сути, планируется упразднить. А принятие этого законопроекта – первый серьезный шаг на этом пути. Например, предлагается заложить в стоимость проездного фиксированное количество поездок, цена каждой из которых составит 14 рублей.
Странная позиция
Впрочем, если бы не вмешательство настырного депутата Германа Иванова, этот законопроект, по всей видимости, был бы уже принят. Как ни парадоксально, комитет областной Думы по образованию, науке, культуре, делам семьи, молодежи и спорту эту странную инициативу одобрил. Более того, лично председатель этого комитета Лариса Круглова выступила за то, чтобы документ был рассмотрен на ближайшем заседании Думы. То есть Круглова фактически дала «добро» на то, чтобы дети, израсходовавшие «транспортный» лимит, ходили пешком. Нетрудно предсказать реакцию родителей на принятие этого скандального закона.
Кстати, такая специфическая забота об образовании, семье и молодежи – не первый штрих в деятельности депутата Кругловой, который заставляет усомниться в ее профпригодности. Например, осенью прошлого года председатель думского комитета Лариса Круглова (ее ежемесячная зарплата свыше 250 тысяч рублей), по идее призванная отстаивать интересы образования, семьи и молодежи, заняла очень странную позицию. Она поддержала предложенные поправки в закон о региональных нормативах, которые грозили мурманским учителям снижением зарплаты – в среднем на две тысячи рублей в месяц. Этот факт вызвал большой общественный резонанс. К счастью, та история закончилась победой здравого смысла – скандальный законопроект, уменьшающий зарплаты учителей, был отправлен на доработку. Теперь очередная сомнительная «инициатива». Не удалось урезать зарплату учителям, теперь решили сэкономить на школьниках?
«Формальность» ударит по карману
Напомним, сейчас школьники и студенты могут совершить по льготному проездному билету (его цена 700 рублей) неограниченное количество поездок в автобусах и троллейбусах. Путем нехитрых арифметических вычислений получается: если законопроект будет одобрен, льготный проездной позволит проехать школьнику в общественном транспорте не больше 50 раз. При этом большинство учащихся в течение месяца пользуются троллейбусами и автобусами гораздо чаще.
– Примерно 12 тысяч льготных проездных для школьников и студентов продается ежемесячно. Ими пользуются более 57 процентов студентов и 18–20 процентов учащихся, – приводит статистику «Электротранспорта» Герман Иванов. – При этом пассажирским транспортом и льготным проездом в нем пользуются наименее защищенные категории граждан. Кроме дороги в школу и домой учащиеся посещают секции, кружки, студии, языковые и спортивные школы, курсы для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Очевидно, что те дети, которые регулярно ездят в автобусах и троллейбусах, наименее социально защищены. Получается, что ограничение числа льготных поездок ударит именно по ним. По признанию руководителей министерства транспорта, согласно статистике, которую они получили в процессе работы над законопроектом, примерно 40 процентов юных пользователей проездных билетов ездят на общественном транспорте менее 50 раз в месяц, а 60 процентов – более 50 раз в месяц. Но по непонятным причинам минтранс стремится к удовлетворению интересов меньшинства и ущемлению интересов большинства. Причем подчеркиваю: большинства, представляющего наименее социально защищенную часть мурманчан.
Судьба скандального законопроекта должна была решиться на заседании Мурманской областной Думы, прошедшем 28 сентября. Фракция «Единая Россия» приняла решение снять законопроект с рассмотрения. Но даже после этого депутат Круглова (кстати, избранная от партии «Единая Россия») отказалась подчиниться решению фракции, и рассмотрение документа было отложено по формальным признакам.
Не исключено, что «особо экономные» депутаты областной Думы, возглавляемые Кругловой, постараются еще раз «протащить» через Думу этот сомнительный законопроект. «Вечерний Мурманск» будет следить за развитием событий.
Елена ГРИБОВА.
gribova@vmnews.ru
Фото из архива редакции.