Футболки, кружки, чемоданы, наборы косметики и детского питания, автомобили, путевки, билеты на спортивные матчи – эти и другие призы регулярно разыгрывают различные фирмы.

 

От кружки до автомобиля

С каждым годом все больше россиян принимают участие в охоте за фирменными подарками. Люди ищут коды под крышками и этикетками, отправляют организаторам фрагменты упаковок товара, делают репосты в социальных сетях.

И если одни участвуют в промоакциях время от времени, то другие буквально впадают в зависимость, с азартом скупая десятки ненужных продуктов, напитков, бытовой химии и канцтоваров.

Но чаще всего победителями масштабных рекламных розыгрышей становятся профессиональные охотники за призами – промохантеры. В Сети есть несколько специализированных сообществ, где они обмениваются правильными ответами на вопросы викторин и уникальными кодами, которые можно получить только после покупки определенного товара. Там же призоловы договариваются о голосовании «по бартеру» в конкурсах, где победителем становится тот, кто наберет большее количество лайков.

У каждого промохантера, как правило, есть несколько электронных почтовых ящиков. Это повышает шансы на победу в том случае, если от одного пользователя организаторы конкурса принимают ограниченное число ответов. И конечно, собственный алгоритм ловли халявы.

 

Воля случая

– В призоловство я попала случайно года четыре назад, – рассказывает мурманчанка Мария Котова. – Тогда одна известная компания, которая производит молочные продукты, в течение трех месяцев разыгрывала солидные призы. Принять участие в акции было просто – требовалось только регистрировать на сайте промокоды, которые печатались на дне пластиковой банки от творожного десерта. Призовой фонд впечатлял. Каждый час кто-то из участников получал электронные сертификаты номиналом в 1700 рублей. Ежедневно определялся счастливчик, которому доставались подарочные карты стоимостью в 7000 рублей, ими можно было расплатиться при покупке товаров в магазине-партнере. А раз в месяц самые везучие отправлялись на выходные в Париж. В общем, решила попробовать. Купила  восемь  творожков  с  промоэтикетками. Зарегистрировала два кода. И в первый же день получила приз часа. Через неделю удача улыбнулась еще раз. Так появился азарт.

Через пару недель две полки домашнего холодильника девушки оказались полностью заставлены творожным десертом. А кухонные шкафчики были под завязку забиты пустыми баночками с заветными цифрами – регистрировать коды Мария не спешила, выжидая лучшего времени. Взять приз проще всего было в 3–4 часа утра, когда количество конкурентов минимально. Часть упаковок мурманчанка хранила до последних дней проведения акции, ведь продуктов с нужными этикетками в магазинах было уже не найти. А значит, шансы на победу возрастали.

Расчет Марии оправдался. Удача улыбнулась ей еще раз. Все три сертификата девушка потратила на покупку товаров для маленькой дочки – заказала комплект детской мебели, музыкальную машину-каталку, конструктор с сотней деталей.

– Честно говоря, я всегда сомневалась в честности проведения всяких промоакций. И лишь когда курьер привез мне огромную коробку с заказом, на котором уже стояла пометка «Оплачено», я поняла, что выигрывать призы – реально, – отмечает Мария. – Правда, бесплатными их не назовешь. Даже не берусь подсчитать, сколько денег я потратила на те акционные творожки. С тех пор, кстати, их не покупаю – переела.

 

Подводные камни

Вдохновленная первым успехом, девушка стала принимать участие и в других промоакциях. Покупала соки, шоколадные батончики, семечки, чипсы, косметику, бытовую химию и многие другие товары, производители которых разыгрывали среди покупателей разнообразные призы. Она педантично собирала чеки, хранила крышки и этикетки с промокодами. И регулярно задавалась вопросами типа: «Что бы такого приготовить из семи банок акционной сметаны или йогурта, чтобы у них не истек срок годности?».

Иной раз Мария подбирала пустые упаковки на улицах – из-за неверия в честность организаторов акций многие продолжают выбрасывать тару с потенциально выигрышными кодами. Маша даже подумывала привлечь к этой деятельности соседа-выпивоху. Профессиональные промохантеры за символическую плату иногда нанимают асоциальных личностей для поиска нужных крышек и баночек в мусорных баках. Но подойти с таким предложением к мужчине девушка постеснялась.

В общем, за полтора года Марии удалось выиграть пару десятков призов, большинство из которых оказывались сувенирной продукцией с фирменной символикой. Практичных и ценных подарков было немного.

– Честно говоря, большинство призов я раздала друзьям и родным. К примеру, футболку с логотипом названия бульонного кубика носить можно только дома, и то во время ремонта, – продолжает мурманчанка. – Пятая пара наушников, третий фонарик или очередная обложка на паспорт мне тоже не нужны. А вот сковороде, небулайзеру и MP3-плейеру я была очень рада. Но после получения этих призов я поняла, что пора остановиться.

Из-за частого употребления акционных сухарей, чипсов, майонезов и кетчупов Мария начала полнеть, появились проблемы с кожей. С тех пор она придерживается принципа разумности в охоте за призами и покупает только то, что необходимо и максимально безвредно для здоровья. Но чаще всего она участвует в акциях, где не требуется финансовых вложений, – делает репосты в социальных сетях, отправляет рисунки на творческие конкурсы, играет в онлайн-игры, разгадывает ребусы и головоломки или просто отправляет заявки на получение тестовых промонаборов.

И в акциях такого формата тоже может повезти. Девушка уже выигрывала килограмм японских суши, получала коробки с детскими кашами и пюре для первого прикорма. Последние, кстати, ей удалось весьма выгодно продать.

 

Вложения в имидж

Конечно, большинство россиян с недоверием относятся ко всевозможным акциям с подарками, помня поговорку про бесплатный сыр. Однако в наш век потребления она не всегда справедлива. Шансы выиграть разнообразные призы есть у всех.

Изобретательные маркетологи придумывают множество тематических конкурсов, целевой аудиторией которых становятся молодые мамы, домохозяйки, завсегдатаи пивбаров, строители, рыболовы. Так что оказаться втянутым в призоловство может каждый, просто случайно купив товар, участвующий в акции, и зарегистрировав промокод с мыслью: «А вдруг повезет?».

Зачем же компаниям раздавать тысячи подарков? Ответ лежит на поверхности. Каждая из промоакций направлена на повышение продаж и формирование положительного имиджа компании. Получая качественные призы, покупатели начинают относиться к производителю с большим уважением и доверием. А значит, они чаще будут поддерживать фирму рублем, выбирая именно его продукцию на торговых прилавках.

Некачественные призы, наоборот, способны подпортить репутацию. К примеру, несколько лет назад одна пивоваренная компания рассылала участникам своего конкурса простенькие полотенца, которые продолжали линять даже после нескольких стирок. А производитель детского сока как-то презентовал игровые наборы, сделанные их дешевого хрупкого пластика. Не удивлюсь, если они давно пожалели о проявленной скупости.

Еще одна важная функция промоакций – они помогают раскрутиться небольшим компаниям. Посредством сарафанного радио, розыгрыша призов за репосты можно избежать трат на наружную рекламу.

– Призоловство – это, конечно, захватывающий процесс. Знаете, как замирает сердце, когда ищешь свою фамилию в списках победителей какого-нибудь розыгрыша? Как переполняет радость от выигрыша? Этим-то оно и опасно, – считает Мария. – Призоловство, на мой взгляд, очень похоже на игроманию. Грань между здоровым азартом и зависимостью очень тонкая. Остановиться сложно. Уж слишком сладкое это слово – «халява».

 

 

Надежда ЛЕБЕДЕВА.

Фото автора и из открытых Интернет-источников.