Удивительная пятилетка
С полгода назад мурманчанин Иван Мирошников принес в редакцию материалы о главном инженере объединения «Севрыба», лауреате Государственной премии СССР Сергее Васильевиче Кирееве. Данных, представленных нашим читателем, было маловато для очерка. И тогда появилась идея рассказать обо всех наших земляках, удостоенных подобной награды. Однако выяснилось, что в свое время никто не подумал о сохранении сведений об этих выдающихся людях.
А между тем 1981–1986 годы – удивительная пятилетка в истории Мурманска. Сразу три группы специалистов тогда были выдвинуты на престижнейшие награды СССР и получили их. И первой была как раз группа Сергея Киреева. Он со своими подчиненными в короткие сроки сумел разработать и внедрить в производство новые высокоэффективные машины и оборудование для комплексной переработки океанических видов рыб. В изменившихся в тот момент условиях мирового рыболовства такая техника для наших рыбаков стала настоящим спасением.
В 1983 году мурманские архитекторы получили премию Совета министров СССР за строительство 305-го микрорайона. Еще через два года работники мурманского торгового порта во главе с его начальником Владимиром Колотневым были удостоены Государственной премии за создание и внедрение в мурманском порту технологического автоматизированного комплекса по перегрузке апатита. В том же 1985 году главный геолог партии Мурманской геологоразведочной экспедиции Евгений Мошков также получает Госпремию. Но тут оговоримся: наш земляк работал в составе Карельской экспедиции, которая открыла, а затем произвела разведку Костомукшского железорудного месторождения в Карельской АССР. Премия по праву досталась нашим географическим соседям, но мурманчанин все же внес немалую лепту в этот успех.
В каждой из названных выше групп работало до 10 человек. Но, например, читатели «Кольской энциклопедии» могут получить сведения только о трех членах из группы Киреева, причем о самом Сергее Васильевиче в этой энциклопедии нет ни слова. И из портовиков Колотнева не упомянут никто. О Евгении Мошкове тоже нет ни единого слова. Вот архитекторам 305-го микрорайона повезло больше: и об их работе, и о них самих имеются некоторые сведения.
Круче не было?
Почему составители энциклопедии так отнеслись к достижениям своих земляков, не очень понятно. Хотя совершенно очевидно, что успехи этих людей очень ярко и наглядно демонстрируют высочайший уровень научно-технической мысли Мурманска 80-х годов прошлого века. Они показывают, что мурманчане могли сами решать сложнейшие инженерные и технологические задачи. И лучше любых слов говорят о мощном интеллектуальном потенциале мурманских технарей. Круче ведь у нас не было. Ни до, ни после.
Хотя нет, были. В 1995 году работники «Арктикморнефтегазразведки» Анатолий Борисов и Юрий Федоровский за научное обоснование и открытие крупной сырьевой базы нефтяной и газовой промышленности на шельфе западной Арктики получили Государственную премию Российской Федерации. Но и их имен в «Кольской энциклопедии» нет. А ведь значение сделанного ими открытия рамками нашего региона не ограничивается. Именно после этих исследований началась борьба мировых держав за арктический шельф, которая еще неизвестно чем закончится. Справедливости ради надо сказать, что Борисов и Федоровский работали в тесной кооперации со специалистами других городов и организаций (всего в группе награжденных было восемь человек), поэтому и успех надо делить на всех.
Конечно, хорошо бы подробно рассказать обо всех наших лауреатах и их заслугах. Но газетной полосы для этого явно мало. Поэтому сегодня ограничимся рассказом о почти забытых людях, чьи достижения имели непосредственное отношение к Мурманску.
«Копченая» премия
Первыми в нашем списке идут рыбообработчики. В середине 70-х годов прошлого века резко изменились условия рыболовства в мировом океане. В связи с введением большинством государств экономических зон рыбаки Северного бассейна лишились многих традиционных районов лова. Это заметно сказалось на доходах рыбацких флотов. Например, объединение «Севрыба» по итогам девятой пятилетки (1971–1975 годы) получило прибыль в 170 миллионов рублей. А в следующей пятилетке – убыток на 14 миллионов рублей.
Встала задача найти новые возможности для извлечения прибыли. Рыбаки решили меньше отгружать потребителям мороженой продукции, а больше – в уже в готовом, как правило, копченом виде. Но для этого нужно было оборудование. Вот за его создание и взялись специалисты «Севрыбы» во главе с главным инженером объединения Сергеем Киреевым.
Сразу после награждения Сергей Васильевич на страницах «Полярной правды» подробно рассказал, за что, собственно, он и еще 11 человек получили Государственную премию.
Воспользуемся газетной публикацией 36-летней давности.
«В результате настойчивой творческой работы были сконструированы и изготовлены установки для холодного и горячего копчения рыбы, машины для разделки мойвы и путассу, а также некоторое другое оборудование, – рассказывал в «Полярке» Сергей Киреев. – В начале 10-й пятилетки на мурманском рыбообрабатывающем комбинате был введен в строй коптильный завод № 2, предназначенный для холодного копчения океанических рыб. Основным оборудованием стали коптильные печи тоннельного типа, разработанные нашими специалистами».
Затем построили коптильный завод № 3, который занимался горячим копчением. Печи для него также создала группа Киреева.
Память – лучшая награда
На тот период эти два коптильных завода были крупнейшими не только в СССР, но и в мире. Кроме этого мурманскими инженерами был разработан и внедрен целый комплекс машин для обработки мелких рыб непосредственно на промысловых судах.
Была решена также задача серийного выпуска новых машин. Для этого переоборудовали один из цехов Мурманской судоверфи. На изобретения мурманчан было выдано 11 авторских свидетельств, ряд инженерных решений были запатентованы в США, ФРГ, Швеции, Японии, Англии и Франции. Практически сразу мурманский опыт стали перенимать рыбообработчики других регионов СССР.
Так что, когда вы видите на полках магазинов копченую мойву в коробках, вяленого и копченого окуня, спинки путассу, знайте, что этих продуктов у нас не было бы, если бы не технический гений Сергея Киреева и его подчиненных.
– Сам Сергей Васильевич не любил публичности, – вспоминает Иван Мирошников. – Всегда отзывал свою кандидатуру, если речь заходила о высоких почестях. Для себя самой главной наградой он считал память о нем мурманчан.
Всем по 500
После войны в стране выросла добыча апатита и выработка апатитового концентрата, который необходим для производства минеральных удобрений для сельского хозяйства. Спрос на этот «порошок плодородия» был очень велик. И основная нагрузка по отправке концентрата заказчикам легла на мурманских портовиков. Первая очередь специализированной погрузо-разгрузочной линии была запущена в 1957 году. Она решила проблему, но лишь на время. Уже через 10 лет стало ясно, что требуется новая, более мощная база. За дело взялись специалисты мурманского торгового порта во главе с его начальником Владимиром Колотневым. Всего Государственной премией СССР тогда были отмечены 10 человек, среди них – четыре мурманчанина. Помимо Колотнева это были Гарри Герасун и Анатолий Абрамов, начальник и групповой электромеханик пневмотранспортной установки соответственно, Сергей Вдовин и Василий Копалин, докеры-механизаторы 1 класса. Сегодня в живых остался только Гарри Герасун.
– Разработка второй очереди шла долго, – вспоминает Гарри Цалиевич. – Началась работа в конце 60-х, а закончилась к середине 80-х годов. Премию мы получили в 1986 году. Почему так долго? Сначала надо было выявить и проанализировать все недостатки первой очереди. Затем наметить пути их устранения. Потом началась стадия технического моделирования. Я уже не помню, где достал тогда четыре железнодорожных домкрата. И с их помощью мы изучили возможность опрокидывания вагонов для быстрейшей их разгрузки. Эта работа в итоге завершилась созданием нового типа вагона с поднимающимся на роликах кузовом. Девять вагонов, а это 600 тонн концентрата, разгружали за 10 минут.
Кроме этого в Италии мы заказали две погрузо-разгрузочные машины, которые тоже помогли ускорить процесс перегрузки апатита на суда. За год мы могли обработать до 5 миллионов тонн апатитового концентрата.
Помню, премию нам вручал в Кремле в Екатерининском зале академик Александров. Вся сумма премии тогда составляла 5000 рублей. Так что каждый из нас получил по 500 рублей.
В те времена шла как раз знаменитая антиалкогольная кампания Горбачева. Вышли мы после награждения и думаем: «Отметить бы надо, а все по талонам». Но мы же не москвичи, какие у нас талоны? Среди нас был Владимир Тихонов, тогдашний первый заместитель министра морского флота СССР. Мы к нему – организуй, мол, ты же министр. Ну или почти министр. Дело закончилось тем, что в каком-то ресторане взяли мы на всех две бутылки коньяка. Так и отметили премию…
Сегодня мурманский торговый порт уже не является собственником автоматизированного комплекса по перегрузке апатита. Здесь управляют другие люди. Но думается, знать и помнить о том, что сделано нашими земляками, необходимо всем нам.
Андрей КИРОШКО. Фото Юрия ШУМИЛКИНА, из фондов музея МГТУ и открытых Интернет-источников.