На этой неделе в Мурманске 700 начинающих инженеров и программистов из 50 регионов России, а также Белоруссии и Узбекистана завершили трехдневные состязания на 22-й Российской робототехнической олимпиаде. Кольское Заполярье представляли 23 школьника из Мурманска, Североморска, Кольского округа, Оленегорска и Мончегорска.
В надежных руках
Впервые столица русской Арктики принимала финал этих интеллектуальных соревнований, которые проходили в нескольких номинациях среди школьников и студентов. Одни представляли сделанные заранее модели своих изобретений, другие решали технические задачи, поставленные специалистами крупнейших предприятий Мурманской области. Они следят за инновациями и спонсируют проведение технических олимпиад, чтобы получить новые идеи от вундеркиндов, а в будущем – первоклассных специалистов.
В Мурманске темой олимпиады был Северный морской путь, поэтому большая часть готовых работ и заданий была так или иначе связана с изучением климата Арктики, перевозкой грузов в сложной ледовой обстановке, обслуживанием судов, портовой логистикой, спасением людей и животных на воде, а также очисткой Северного Ледовитого океана от мусора и розливов нефти.
Первым, кто оценил произведения инженерной мысли юных изобретателей, стал губернатор Мурманской области Андрей Чибис. Организаторы олимпиады провели для него экскурсию, во время которой школьники рассказали про своих роботов, убирающих мусор и снег, умные метеостанции и буи, подводные дроны и гигантские погрузочно-разгрузочные модули для работы в порту.
– Проекты беспилотных аппаратов и терминалов, на мой взгляд, эффективнее тех, которые работают в порту сейчас, и, глядя на таких креативных заряженных ребят, я уверен, что Арктика в надежных руках, – поделился впечатлениями глава региона. – Освоение заполярных морей сегодня – это как покорение космоса для нового поколения. Это вызов, который требует смелости, таланта и веры в будущее. Пусть эти соревнования станут ступенью к новым победам и достижениям нашей страны.
Сложные кубики
После торжественного открытия участники творческой номинации, приехавшие на олимпиаду с готовыми моделями и информационными стендами, отправились на обед, а за сотнями столов с ноутбуками закипела работа в спортивной номинации (по правилам Всемирной робототехнической олимпиады) и базовой – с заданиями, разработанными предприятиями региона. Наставники юных инженеров перед олимпиадой проходили специальные курсы подготовки с экспертами Федерации спортивной и образовательной робототехники, но во время соревнований не могли помогать своим воспитанникам, находясь вне зоны прохождения испытаний.
Первый день можно было назвать разминочным, потому что участники показывали задания, полученные три месяца назад. Для этого они собрали из специального конструктора небольшого мобильного робота с различными манипуляторами и написали для него алгоритм действий на одном из простых языков программирования. Несмотря на длительную подготовку, почти ни у кого не получалось с первой попытки заставить робота делать все по плану.
– У нас на поле есть черные и белые кубики – это как бы сломанные и целые грузовые контейнеры. Черные надо отвезти на склад, а белые – на ледокол. При этом белые бывают большие и маленькие, их на ледоколе надо разместить по порядку, – объяснил задание 13-летний участник олимпиады Давид Погосян из центра образования «Лапландия», работающий в паре с Романом Шишковым. – Сложности возникли с определением размеров кубика. После первой попытки мы изменили параметры программы, чтобы датчики могли точнее отличать контейнеры друг от друга.
Крутые повороты
В другой номинации тандем из Мончегорска программировал и настраивал сразу двух роботов. Один буксировал баржи с грузами в порт, второй разгружал прибывшие суда и сортировал товары по складам. Но самая сложная задача была у школьников 13–14 лет, работающих в «космосе». Они в одиночку пытались решить более сложные проблемы.
– У нас на маршруте очень крутые повороты, и тут нужно либо увеличивать коэффициент, чтобы робот медленнее ехал и поворачивал на нужный градус, либо сделать так, чтобы он съезжал с траектории и доворачивал, – объяснил Матвей Сметанин, осваивающий робототехнику в центре образования «Лапландия». – Во время прохождения маршрута надо шарики с пути откинуть или отодвинуть как можно ближе к центру поля, а в конце – распознать картинку и нажать кнопку с таким же изображением. Это делает видеокамера, подключенная к искусственному интеллекту. Подходящего робота собирал несколько недель, но поле нам показали только сегодня и на настройку дали около часа.
Новый вид спорта
На второй день олимпиады участники всех номинаций, кроме творческой, получили дополнительные задания к тем, которые выполнили в первый день, а на третий день им нужно было собрать нового робота и запрограммировать его для совершенно других целей.
Будущим абитуриентам технических ссузов и вузов полученные на занятиях по робототехнике знания помогут освоить дисциплины, связанные с автоматизацией реального производства. Там используются те же самые понятия, только масштабы механизмов другие.
Российская робототехническая олимпиада входит в число состязаний, призеры которых имеют преимущество при поступлении в ссузы и вузы. А с прошлого года призеры старше 14 лет могут получить третий, второй или первый спортивный разряд, так как робототехнику в России признали видом спорта.
Павел СТЕПАНЕНКО
Фото автора