Мурманчанка Валентина Ивановна Попова посвятила профессии учителя математики 43 года жизни, имеет звание «Отличник народного просвещения СССР». Ее муж Валерий Павлович прошел путь от учителя физики до школьного директора и заместителя руководителя областного отдела образования.
Учительский союз Поповых подарил Мурманску двух замечательных педагогов в лице их дочерей. Инна Валерьевна Фрыгина и Татьяна Валерьевна Попова-Михайлова продолжили профессиональный путь родителей.
«Вечерка» решила рассказать об этой уникальной мурманской династии в объявленный президентом страны Год педагога и наставника, а также накануне 50-летия мурманской организации «Ветераны педагогического труда».
Студенческая любовь
Послевоенное детство Валентины Ивановны прошло в Новгородской области. Отец был военным. После его гибели мама взяла на себя роль кормильца семьи. Много детских воспоминаний Валентины Ивановны и ее старшего брата связаны с образом бабушки и ее воспитанием. Но главным жизненным уроком из детства стали ранняя самостоятельность и умение нести ответственность за себя.
На выбор профессионального пути Валентины Ивановны повлиял ее школьный учитель математики. Девушка поступила в Псковский педагогический институт на физико-математический факультет. Здесь она нашла не только любимую профессию, но и семейное счастье.
Валерий Павлович Попов, который также учился на псковском физмате, был коренным мурманчанином. Целеустремленный северянин заметил обаятельную девушку на переменке в буфете. Его не остановили ни сильные соперники в лице поклонников Валентины, ни трудности студенческого союза. Они поженились в 1964 году. И так и пошли по жизни рука об руку: учились вместе, строили быт вместе, переехали в Мурманск, горели любимой профессией, учили детей математике и физике, воспитывали с любовью двух дочерей.
– Я думаю, мы и не могли сделать другой выбор профессии, – рассказывает их дочь Инна Фрыгина. – Дома часто разговаривали о математике и физике, родители покупали очень много книг. Это конкретные предметы, интересные, практичные. Папа в юности не удовлетворился работой слесаря на заводе и углубился в физику, поступил в институт. Общие интересы в профессии очень сближали его с мамой. Они возвращались вечером с работы, и продолжалось обсуждение прошедшего трудового дня. Потому что они душой переживали за детей. Но при этом папа был и достаточно требовательным учителем. Помню, как обсуждали случай, когда во время летней практики его ученики залезли в сад одного из жителей колхоза, и папа убедил их отработать провинность прополкой в огороде. Мы с сестрой были приучены к самостоятельности и ответственности с детства, но на нас всегда находилось время. Все выходные и праздники мы проводили все вместе – в походах в лес, в театр и кино, в гости, на прогулках в центре родного Мурманска.
Уважение к профессии
Татьяне Поповой-Михайловой еще в детстве помогли углубиться в суть будущей профессии книги по истории математики, которых в домашней библиотеке было очень много.
– Математика для меня – это не просто формулы и вычисления, а способ мышления и способ общения: логичный, лаконичный, доказательный, – говорит Татьяна. – Я всегда была убеждена, что это очень важный и полезный предмет. Математика учит думать логически, решать сложные задачи, развивает способность анализировать и делать выводы. Эти навыки универсальные, они могут применяться всюду, не только в учебе. Для меня всегда было важно не подвести родителей, это очень большая ответственность.
Татьяна Валерьевна работает учителем информатики и математики в той же мурманской школе № 45, которой большую часть трудового пути посвятила ее мама – Валентина Ивановна Попова.
В семьях учительской династии сохраняется глубокое уважение к профессии. Внучка Валентины Ивановны Юлия также стала педагогом, затем получила еще и дополнительное образование. Девушка сейчас работает программистом, но «учительская» кровь берет свое – Юлия проводит обучение сотрудников компании.
Секрет успешности
Спустя годы Валентина Попова часто вспоминает своих увлеченных математикой учеников, радость от их побед, да и просто от уроков. Секрет успешности в любимой профессии видит в тесной взаимосвязи учителя и ученика, в красоте предмета и погружении в него. Для того, чтобы показать место математики в жизни, ее практическое применение, Валентина Ивановна водила учеников на предприятия. Ее воспитанники видели работу первых электронно-вычислительных машин, удивлялись огромным залам, которые эти первые компьютеры занимали. В памяти учеников 45-й школы Валентина Попова всегда остается любящей, уважительной и в меру требовательной. Она всю себя отдавала профессии и искренне продолжает любить детей и математику.
Елена СТАНОВАЯ.
Фото из личного архива Валентины Ивановны Поповой.