За последние годы наша газета опубликовала немало материалов, посвященных истории нашего города. Сейчас, когда практически всю неделю отмечается 107-я годовщина со дня рождения Мурманска, попробуем сделать определенный вывод из всего того, о чем говорилось ранее.
Начало начал
Мурманск появился на карте как реакция Российского государства на события Первой мировой войны. Черноморские проливы оказались блокированы противником, и Россия лишилась морской связи со своими союзниками в Европе. В итоге в кратчайшие сроки строится железная дорога и основывается новый город-порт, жизненно необходимый стране. Обратим внимание на главное: Мурманск – государственный проект. Таким он был на протяжении всей своей истории и остается таким до сих пор.
Чемодан без ручки
В годы Первой мировой войны новый порт свою задачу выполнил, исправно принимая суда союзников и став базой боевой Флотилии Северного Ледовитого океана. В определенные моменты в городе насчитывалось до 15 тысяч человек. Но уже в 1920 году эта цифра падает до трех-четырех тысяч.
Первая мировая завершилась, и поток западных грузов в Мурманск прекратился. Народ поехал с Севера домой, поскольку делать здесь было нечего. К тому же большинство работало по контрактам, люди их добросовестно выполнили и не видели на Севере для себя никакой дальнейшей перспективы.
У большевиков к Мурманску поначалу отношение было как к чемодану без ручки, который нести тяжело, а бросить жалко. При этом минеральные богатства Кольского полуострова привлекали куда больше внимания, чем какие-либо другие. Не случайно, что уже в тяжелейшем для страны 1920 году академик Александр Ферсман совершает первую экспедицию в Хибины. Мурманск же в качестве торгового порта пока никому не нужен.
Царь-рыба
Другое дело – рыба. В разоренной Гражданской войной стране продовольственный вопрос стоял очень остро. Заметим, что до революции проблемы снабжения населения рыбой не было. Государство регулировало только годовые объемы вылова для предотвращения хищнического лова. В основном рыболовством занимались сельские жители, составлявшие 87 процентов населения Российской империи. Накормить рыбой оставшиеся 13 процентов горожан им не составляло труда.
В 1918 году ситуация резко меняется. Создается Народный комиссариат продовольствия РСФСР, а при нем – Главное управление по рыболовству и рыбопромышленности, или проще Главрыба. В одном из декретов подчеркивалось, что «в Северном бассейне рыболовство имеет общегосударственное значение».
Но Мурманск в этот момент еще в стороне, весь рыболовный флот сосредоточен в Архангельске. В 1920 году Архгубревком, губсовнархоз и губпродком принимают постановление о национализации предприятий рыбной промышленности и создании Беломорского управления рыбо-звериными промыслами. А затем в директивном порядке все траулеры переводятся из Архангельска в Мурманск. Одновременно с этим в Кольском заливе строится тралбаза. Таким образом, в первой половине 20-х годов по инициативе государства и на его средства Мурманск потихоньку начинает оживать.
Но длилось это недолго. Во-первых, плановые задания тралфлотом практически не выполнялись, а, во-вторых, дотошные экономисты подсчитали, что пуд выловленной на Мурмане трески обходится казне в пять рублей, а тот же пуд трески, но купленной в Норвегии, – в 50 копеек. И снова возник вопрос: «Нужно ли нам такое счастье?».
Но тут в дело вмешалась внешняя политика. СССР в 20-е годы находился в дипломатической изоляции. В Москве полагали, что Запад может заставить своих промышленников прекратить торговлю с СССР, и что под запрет попадут в том числе и продовольственные поставки. Вывод напрашивался сам собой: чтобы не зависеть от импорта, необходимо его заменить своим производством. И Мурманску тут отводилась не последняя роль.
Страна дружно переходила на морепродукты в своем рационе, ибо загнанная в колхозы деревня теперь была уже не в состоянии обеспечивать город традиционной для русской кухни речной и озерной рыбой. Государство взяло на себя финансирование строительства крупного рыболовного флота и создание береговой инфраструктуры. Это привело к значительному снижению себестоимости рыбной продукции, которая стала доступной для населения. Не стоит забывать, что рыбная отрасль в СССР была дотационной. По-другому решить проблему насыщения рынка рыбой в то время было невозможно. Чтобы подготовить судно к выходу в море, буквально все, вплоть до последнего гвоздя, приходилось везти либо из Ленинграда, либо из Архангельска, потому что в Мурманске ничего не производилось. Такая логистика, естественно, сказывалась на конечной цене товара. Тогда вот эти непроизводственные расходы и взяла на себя казна.
Город кочевников
Что эта политика дала самому Мурманску? Как ни странно, но на первых порах было гораздо больше негатива. Государство, на чьи средства фактически содержался рыболовецкий флот, больше всего внимания обращало на цифры улова и его качество. Жизнь мурманчан Москву интересовала гораздо меньше. Городская казна была мизерной. Когда в начале 30-х годов горсовет принял решение о строительстве жилых домов, то ему пришлось брать банковскую ссуду, поскольку от щедрот рыбацких он не имел ничего. В итоге доход от квартплаты шел главным образом на погашение ссуды, а не на благоустройство города, который долгие годы выглядел весьма непрезентабельно.
Привлекаемый льготами и большими заработками, в Мурманск хлынул народ. К 1940 году в городе было уже 119 тысяч жителей. Но, ознакомившись с печальной мурманской действительностью, люди не горели желанием здесь остаться. Отработав договор и получив положенные льготы, они уезжали обратно. На мурманских предприятиях в 30-е годы была беспримерная текучесть кадров, в течение года штат мог два-три раза полностью поменяться. По меткому выражению доктора исторических наук Павла Федорова, Мурманск превратился в город кочевников. Их совершенно не интересовало развитие самого города. Приехать, взять свое, уехать – вот и вся логика поведения типичного мурманчанина 30-х годов. Увы, но эта тенденция продержалась долго и стала меняться только в 60-е годы, хотя до конца не ушла и по сей день.
Неугомонный Тимофеев
К концу 20-х годов вектор развития Мурманска немного изменился. Город по-прежнему был связан с морем, только теперь рассматривался не как транспортный перевалочный пункт, а как центр рыбодобычи и рыбообработки. Именно этот рыбный путь на многие десятилетия определил развитие Мурманска. Именно он принес городу славу рыбной столицы СССР, и во многом именно таким он остается в сознании большинства россиян и сегодня.
В годы Великой Отечественной войны наш город снова выполняет задачу стратегической важности, принимая и обрабатывая грузы, поставляемые в СССР союзниками по антигитлеровской коалиции. А сразу по ее окончании вновь, практически без паузы, начинает еще более высокими, чем раньше, темпами наращивать вылов и переработку рыбных богатств.
И только в середине 50-х годов в жизнь города вмешивается третий игрок. До этого практически вся инициатива принадлежала либо госучреждениям, либо обкому партии, которые очень часто были проводниками решений центральной власти. Но в 1956 году по предложению руководства «Мурмансельди» начинается строительство жилья для рыбаков в Больничном городке. Из моряков были созданы бригады, их работа финансировалась за счет предприятия. Рыбацкие организации и ранее вели строительство в Мурманске, но тогда впервые возводился целый микрорайон. Возглавил эту работу заместитель начальника «Мурмансельди» Иван Николаевич Тимофеев. Строительство было завершено успешно и быстро, поскольку люди знали, что делают для себя.
В 1961 году Тимофеев становится председателем обкома профсоюза работников рыбной промышленности и на этом посту инициирует ряд мероприятий, самым известным из которых стало строительство стадиона профсоюзов, крупнейшего на сегодняшний день в Мурманске. А в 1964 году в городе впервые проводится День рыбака, идейным вдохновителем которого тоже был Иван Николаевич. Официально День рыбака стал всесоюзным праздником только в 1965 году, то есть без инициативы мурманчан его бы просто не было.
Надо сказать, что и строительство стадиона, и учреждение Дня рыбака стали реакцией на не совсем здоровую обстановку на флотах, спровоцированную политикой государства в области рыболовства. Погоня за более высокими цифрами улова и прибылью заставила рыбаков работать в море по семь-восемь месяцев. Такая ситуация вызвала ропот моряков и особенно членов их семей. Тимофеев, чтобы снизить недовольство, организовал ряд масштабных мероприятий массово-развлекательного характера, а параллельно с этим направил на суда научную группу, которая и занялась оптимизацией труда плавсостава. Ученые в итоге подтвердили правоту моряков.
Благоустройство города, нормализация сроков пребывания рыбаков в рейсе и, самое главное, массовое строительство жилья привели к тому, что часть приехавших в Мурманск людей решила, что он вполне годится для постоянного проживания. Эти люди приложили немало сил для облагораживания города. В частности, такие переселенцы занялись озеленением дворов и улиц. В данном случае интересы общества и власти полностью совпадали. К тому же у государства появилась возможность финансирования проектов, не связанных напрямую с получением прибыли, а направленных на создание комфорта. Население города начинает расти и к 1991 году составляет 473 тысячи человек.
Время перемен
В 90-е годы переход на рыночные отношения резко изменил настроение общества. У людей появилась возможность зарабатывать самим. Начавшийся отток населения из Мурманска первоначально никак не был связан с изменениями в рыбной отрасли. Просто у людей появилась возможность приобрести жилье там, где хочется, а не там, где предлагают. Многие моряки этим воспользовались и перевезли семьи в места с более благоприятным климатом, но при этом сохранив трудовую прописку в Мурманске.
Сильнейший удар по рыбной отрасли был нанесен в 1995 году, когда в попытке спасти отечественное судостроение было принято решение о взимании 25-процентной пошлины с судов, построенных на иностранных верфях. Это привело к обратному эффекту. Судовладельцы стали массово перерегистрировать свои компании за рубежом и сдавать улов там же. В Мурманский морской рыбный порт моряки заходили все реже.
Возрождение
За последние десять лет государство приняло ряд мер, позволивших стабилизировать ситуацию в отрасли. По данным Росрыболовства, общий вылов рыбы в 2022 году в Мурманской области превысил 676 тысяч тонн (в 1995 году – 509 тысяч тонн). В целом же российские рыбаки в прошлом году добыли почти пять миллионов тонн. Россияне столько не съедают, поэтому значительная часть продукции шла на экспорт. Так было до санкций, сейчас экспорт снизился.
Санкции ударили и по судостроению. Проекты многих судов были ориентированы на западную «начинку», а ее поставки прекратились. По этой же причине пострадал и судоремонт. При этом в Мурманске нет ни одного дока, способного принять среднетоннажное судно. Эту задачу тоже придется решать за счет государства. По сути, мы возвращаемся к советской модели рыболовства на Севере, когда государство брало на себя расходы по судостроению и строительству береговой базы. Причина очевидна – по-другому здесь развивать промысел не получается. Частники в одиночку это дело не потянут.
Помочь в решении задачи может партнерство государства и частной инициативы. И здесь хорошим примером стало создание в Белокаменке Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений.
Андрей КИРОШКО.
Использованы материалы Государственного архива Мурманской области и Мурманского областного краеведческого музея.