Коррекционный класс, коррекционная школа, школа-интернат… Для большинства родителей эти словосочетания звучат несколько устрашающе. Воображение сразу рисует не самые радужные картины, в большинстве случаев основанные на стереотипах. В Мурманской школе-интернате № 3 эти самые стереотипы разбиваются на корню. В этом убедились журналисты «Вечерки», побывавшие там накануне празднования 45-летия образовательного учреждения.
Начинали с двух классов
Сегодня мало кто помнит, что раньше слабослышащие дети из Мурманской области жили и учились в Карелии. До тех пор, пока 1975 году в поселке Африканда при местной школе не открыли для них специализированные классы – два на всю область. С 1 сентября 1976 года поселковая школа после реорганизации стала школой-интернатом для слабослышащих. Позже она со всем скарбом, педагогами и детьми из Африканды переехала в Мурманск на улицу Октябрьскую – в здание бывшего медучилища. Спустя четыре года учреждение «прописалось» на улице Баумана, 39, где находится и по сей день.
Надо сказать, что в Мурманске профиль образовательного учреждения расширился, в школу-интернат стали принимать еще и ребят с нарушениями зрения. Сейчас там учатся дети с полной потерей зрения и слабовидящие, а также потерявшие слух и слабослышащие.
– Когда я в 2008 году начинала здесь работать, у нас было 86 учеников, – говорит директор Мурманской школы-интерната № 3 Ева Садовская. – Сейчас их 160. Приезжают к нам в том числе и из отдаленных мест – Умбы, Варзуги, Ревды, Заозерска, Полярного, других городов и поселков региона.
Как и в обычной школе, зачисление учеников здесь идет с 6,5 лет. А вот заканчивают учебу они в 18–20 лет – из-за пролонгированных сроков обучения. Несмотря на то, что ребята учатся дольше, они получают такое же основное среднее образование, как и в остальных школах страны.
Полноценный аттестат
– Родители, когда впервые к нам приходят, обычно спрашивают: «А что ребенок получит, закончив вашу коррекционную школу?», – говорит Ева Николаевна. – Я отвечаю, что получат аттестат об основном общем образовании, точно такой же, как в любой соседней школе, просто позже. Здесь у нас такие же предметы, как и везде, – математика, химия, история, литература и так далее. Все в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Более длительные сроки обучения в этой школе-интернате связаны с тем, что из-за своих особенностей ученики воспринимают материал медленнее. И вот этот нюанс порой не улавливают родители, отдавая слабослышащего или слабовидящего ребенка в обычную школу. Например, у него есть слуховой аппарат, поэтому мама и папа убеждены, что он все слышит и этого достаточно для учебы. Но в итоге все равно приходится обращаться в специализированное учреждение, и там выясняется, что в знаниях у ребенка есть пробелы.
– Многих родителей пугает слово «интернат», – считает Ева Садовская. – Хотя если ребенок живет в Мурманске, он приезжает к нам только на уроки, как в обычную школу. Других настораживает слово «коррекционная». Но мы действительно проводим коррекцию тех нарушений в состоянии здоровья, с которыми ребенок родился или которые появились с возрастом. В нашей школе-интернате работают квалифицированные сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды. А существующие стереотипы имеют мало отношения к реальной жизни и очень мешают, в первую очередь – детям.
Дактиль и брайль
Сурдопедагог помогает ребенку с нарушениями слуха научиться правильно произносить звуки, читать по губам, освоить дактильную азбуку. Он работает с речью и с ее восприятием. Ведь у слабослышащего ребенка проблема не только с произношением, но и с тем, как он слышит других.
Тифлопедагог учит слепых и слабовидящих читать шрифт Брайля, ориентироваться в пространстве, навыкам самообслуживания. В школе-интернате № 3 для ребят с проблемами со зрением созданы все условия. Ведь некоторые из этих детей не видят белый мел на зеленой доске. Кому-то из них нужно, например, чтобы было черное на желтом или наоборот. Для этого есть камеры удаленного просмотра. С их помощью все написанное на доске отображается на мониторе, ребенок выбирает ту цветовую гамму, которую воспринимает, укрупняет текст, после чего может все прочитать.
– В обычной школе такого оборудования нет, – поясняет Ева Садовская. – Там учителя не могут создать для слабовидящих детей нужных условий. У нас же любой преподаватель имеет тифло- или сурдообразование. Например, учитель географии работает как с глухими, так и со слепыми детьми. У одних используется дактиль, у других – Брайль. Наши учителя знают, что надо стоять лицом к классу. Сначала написать что-то на доске, а потом, повернувшись, проговорить. Речь должна быть четкая, неторопливая. Люди, не замечая, часто говорят быстро, такую речь глухому воспринять трудно, даже если слуховой аппарат у ребенка настроен хорошо.
Не забывают
Как и во всех школах, день здесь начинается с уроков. Два школьных автобуса привозят учеников-мурманчан из разных районов города к первому звонку. В классах, где учатся дети с нарушением слуха, пять-шесть человек, у слабовидящих – восемь-десять. В школе пятидневка, поэтому ребята из других городов и поселков на выходные обычно уезжают домой.
В коллективе школы-интерната 102 работника: педагоги, повара, медики, техперсонал. Есть два корпуса – учебный и спальный. В еще одном здании оборудованы слесарная и столярная мастерские, там проходят уроки труда для мальчишек. Есть и швейная мастерская для девчонок. Этим летом будет оснащен еще и картонажно-переплетный класс.
– Вот актового зала у нас нет, – сетует Ева Николаевна. – До пандемии мы проводили праздники в спортзале. Там есть огромный экран, на котором все происходящее сопровождается субтитрами. Также в нем есть индукционная петля, которая усиливает речевые частоты, идущие в слуховые аппараты. Благодаря этому дети слышат все чище. Когда много звуков на празднике – голоса, музыка, еще и люди ходят, – разобрать и вычленить нужное из этой какофонии без специальной техники очень сложно.
Жизнь в Мурманской школе-интернате № 3 для ее учеников, да и для всего коллектива – яркая и насыщенная. А потому каждый выпускной проходит пусть и в радостных тонах, но со слезами на глазах.
– Когда прощаемся, всегда слезы, – говорит Ева Садовская. – Выпускники часто нас навещают, приезжают даже те, кто еще в Африканде школу окончил. И мы их тоже не забываем.
Людмила Яковлева, учитель-дефектолог, сурдопедагог:
– У нас очень хорошая аппаратура. Например, есть два аудиометра, все данные с которых занесены в компьютер. Аудиограмма показывает состояние слуха ребенка, это помогает выстраивать работу с учеником. Есть уникальная звукоусиливающая установка, купленная во Франции, – верботональный столик. К нему подключается специальная аппаратура, и ребенок воспринимает звуки в том числе по вибрации.
Надежда Шишкина, учитель-дефектолог, тифлопедагог:
– Вот такая ростовая кукла живет у нас в классе. Она с характерными знаками: в черных очках и с белой тростью.
По ней слабовидящие дети учатся одеваться, причесываться, заплетать косы, застегивать замок. Научившись одевать куклу, затем могут использовать полученные навыки и в своей жизни. У нас также есть тренажеры для развития мелкой моторики, изучения разных материалов: стекла, дерева, пластмассы и так далее. Все это помогает ребятам научиться ориентироваться в пространстве.
Юлия РОМАНОВА
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО