В автомобильных перевозках грузов по Казахстану занято много иностранных компаний, в том числе российских и белорусских. Спрос на доставку товаров стабильный и работу можно найти буквально не выходя из дома с помощью логистических бирж. Достаточно вбить параметры поиска груза — увидите, что спрос на услуги есть, и хороший. Однако, условий для комфортного заработка у местных транспортных компаний нет. Дело не только в низком качестве дорог, недостатке надежных АЗС и других проблемах. В Казахстане есть высокий утильсбор, который делает приобретение машин за рубежом невыгодным, а своего автопрома нет. Без новых грузовиков бизнес перевозок постепенно становится убыточным и небезопасным.
Как в автомобильную промышленность Казахстана вливали миллиарды, и что из этого вышло
Процесс инвестирования в машиностроительную отрасль страны начался в 2010 году. Автопром Казахстана сильно зависит от курса доллара, поскольку значительную часть запчастей и комплектующих, вплоть до гаек и болтов, приходится приобретать у иностранных фирм. Повышение процента локализации (рост количества родных комплектующих) снизило бы зависимость казахстанского автопрома от иностранной валюты.
До 2020 года большие ставки делались на АО «Азия Авто». Эта компания считалась крупнейшим машиностроительным предприятием в стране и пользовалась обширными налоговыми льготами. В обмен на финансовые преференции завод должен был принять меры по росту локализации, построить сварочный и покрасочный цеха, выполнить ряд других обязательств. Проверки показали, что руководство завода не выполнило обязательства. По итогам судебных разбирательств тысячи сотрудников завода потеряли работу, а само предприятие по сути закрылось.
Следующей надеждой казахстанского автопрома стала организация ТОО «СарыаркаАвтоПром», которая с некоторых пор находится под контролем китайского правительства. Как это произошло: контрольный пакет акций компании-владельца «СарыаркаАвтоПром», был выставлен на торги банком за долги. В итоге сегодня владельцем контрольного пакета акций является китайская компания C&J Ned Auto B.V.
В настоящее время правительство рассчитывает, что степень локализации отечественного автопрома будет повышать АО «АгроМашХолдинг». Уже ведутся работы по строительству промышленного предприятия по выпуску запчастей для казахстанских машин. Правда, и здесь есть нестыковки: хотя локализационный центр рассчитан на производство деталей для сельхозмашин, его упоминают как будущего поставщика комплектующих для легкового и грузового автопрома.
Как неудачи автопрома отражаются на работе водителей
Пока китайское правительство внедряется в ключевую для развития страны отрасль машиностроения, а чиновники и владельцы субсидируемых предприятий осваивают налоговые льготы и рисуют отчетности, рядовым водителям и владельцам казахстанских транспортных компаний приходится туго. Им не хватает денег, чтобы купить зарубежные грузовики и легковые автомобили с пробегом из-за высокого утильсбора, а местный автопром перепродает иностранные машины «отверточной сборки» по завышенным ценам.
Грузоперевозчики с российским гражданством имеют преимущества перед своими казахстанскими коллегами: у них нет сложностей с покупкой грузовиков и обновлением автопарка. Несмотря на сравнительно низкий уровень локализации российского автопрома, эта проблема не является столь болезненной для перевозчиков в РФ.
Реклама.