Автоавария под Волгоградом разделила жизнь мурманчанина Евгения Балянина на до и после. В той страшной катастрофе ему оторвало руку, а самого Евгения хирургисобирали по частям. Прогнозы были весьма расплывчаты: хорошо, если после сложнейшей операции Евгений сможет двигаться хотя бы через год. А он начал ходить уже через четыре месяца!
Свободное плавание
Уныние – большой грех, говорит мурманчанин. И считает, что его ограниченные теперь физические возможности могут быть безграничными! Он уже научился готовить себе еду и даже чистить картошку, когда супруга в отъезде. «Прижимаю к столу подбородком терку и ножом для чистки овощей, который находится сбоку, чищу картофелину, быстро и качественно получается!» – охотно делится он своим секретом.
А еще Евгения Балянина часто благодарят за то, что он умеет вдохнуть в собеседника позитивный настрой. Евгений по этому поводу смеется только: «У моих визави две руки, две ноги, возможности куда больше моих, а они унывают из-за, казалось бы, таких мелочей!».
До автоаварии мурманчанин был первоклассным укладчиком паркета. Но, лишившись правой руки, он лишился и возможности зарабатывать любимым делом. А потому, приехав вместе с женой пять лет назад в Мурманск, оптимистично рискнул пуститься в свободное плавание по волнам малого бизнеса.
«Сладкая жизнь»
Евгений родом из Баку, где добытчиком в семье считается мужчина. Поэтому в Мурманске он поначалу очень удивлялся, когда видел, например, за рулем такси женщину. В Баку женщины сидят дома, смотрят за детьми, готовят для семьи обеды. В общество выходят, как правило, в вечернем наряде вместе с мужем. И вдруг оказалось, что во всех сферах деятельности, в том числе и в бизнесе, женщины могут не только рулить, но порой и потеснить мужчин.
– Несмотря на то, что я уже привык к тому, что в России, и в частности в Мурманске, балом зачастую правят женщины, моя восточная ментальность мне не позволяет, образно говоря, лежать на диване. Я должен быть главным добытчиком, обеспечивать семью, – объясняет свою социальную позицию Евгений Балянин. – И первое дело, которым я решил заняться, приехав в Мурманск, была торговля турецкими сладостями. Знаю, что многие мурманчане, бывая на отдыхе в Турции, непременно их покупают, а кто-то даже везет домой друзьям и близким. И я подумал: зачем ехать за этой «сладкой жизнью» в Турцию, если можно будет ее купить прямо в Мурманске?! И решил накормить мурманчан сладкими блюдами турецкой кухни.
Одной из самых популярных у горожан стала пишмание – сладость, напоминающая клубки тонких нитей, которые состоят из обжаренных в масле муки и сахара. Также спросом пользовалась турецкая пахлава, или, как ее еще называют, баклава – пропитанный маслом и сиропом слоеный пирог с начинкой из растертых орехов, сахара и кардамона.
Капризный товар
Однако вскоре, несмотря на активную рекламу в популярных соцсетях, спрос на сладкую турецкую кухню стал падать. Мурманчане, собираясь в гости, к удивлению бизнесмена, предпочитали по старинке покупать традиционные конфеты и торты, несмотря на то, что они обходились дороже.
– Каждое свое утро я начинал с того, что размещал посты в соцсетях – предлагал горожанам свой товар, рассказывал о его волшебном вкусе, приглашал попробовать, принимал заказы, – рассказывает о своем бизнес-опыте Евгений Балянин. – А немного позже узнал, что в Мурманске уже были два магазина в центре города: на улице Книповича и в универмаге «Волна», которые пытались наладить торговлю восточными сладостями, но оба они вскоре закрылись из-за нестабильного спроса. С такими же сложностями столкнулся и я. К праздникам, например к 8 Марта, спрос вырастал, и мне удавалось продать почти всю партию. А затем товар застревал на несколько месяцев, начинал поджимать срок его годности, терялся товарный вид. Это уже не говоря об особенных условиях его хранения. Минимальная сумма, на которую можно было купить товар – 10 тысяч рублей, но и она не окупалась, я начал обрастать долгами. Знакомый турок, у которого я делал закупки, получал сладости напрямую из Турции и торговал ими в Москве. Но и там, в условиях мегаполиса, он был вынужден свернуть свой бизнес из-за невысокого спроса. И это при том, что в России эти сладкие блюда стоили дешевле, чем в самой Турции. Мне также, к огромному сожалению, пришлось закрыть свой бизнес. Но, возможно, кто-то из мурманских бизнесменов окажется удачливее, чем я. И в конечном итоге горожане не останутся без восточных сладостей.
Реставратор
Покончив со «сладкой жизнью», Евгений Балянин начал поиск нового занятия. Ведь, когда начинаешь новую жизнь, в которой твои физические возможности ограничены, это нормально: пробовать, ошибаться, снова пробовать. Знакомые подсказали заглянуть в виртуальную «Академию заработка в Интернете (для тех, кому за 50)». Организаций с похожими названиями множество. И среди них есть откровенно мошеннические. Но та, которую подсказали знакомые, оказалась действительно палочкой-выручалочкой. За две тысячи рублей мурманчанину предложили для обучения на выбор несколько специальностей: копирайтера, специалиста колл-центра и реставратора фотографий с обязательным получением электронного сертификата.
– Мне понравилась позиция этой виртуальной «Академии» тем, что там стремились обеспечить обратившихся к ним пользователей не разовым, а постоянным заработком, – рассказывает Евгений. – Я, например, выбрал специальность реставратора фотографий и успешно освоил программу «Фотошоп», которая до этого казалась мне какой-то фантастикой. А теперь ко мне уже обращаются горожане с просьбами реставрировать винтажные фотографии близких им людей. Плюс есть возможность работать в паре с фотографом, который делает снимки с различных торжеств, в том числе свадеб. Ведь памятных фотографий с таких мероприятий сотни и тысячи, и каждую нужно обработать. Фотографы, не секрет, часто из-за этого зашиваются, не успевают отдать вовремя заказ, им приходится отказываться от съемок других торжеств. А потому частенько в этом деле не обойтись без помощника-ретушера, который получает небольшой процент от гонорара.
Идея
Пользователи мурманского сегмента соцсетей знают Евгения Балянина под никнеймом Евгений Бачинский. И уже начали слать ему свои заказы. Евгений охотно берется за ретушь даже, казалось бы, самых безнадежных снимков. Он говорит: «Это не только мой небольшой заработок, это еще и мое большое желание помочь сохранить память мурманских семей. Например, восстановить фотографии героев Великой Отечественной войны для «Бессмертного полка».
А еще Евгений не на шутку увлекся восстановлением фотографий старого Мурманска. У него даже идея родилась – создать альбом отреставрированных винтажных фотографий довоенного, военного, послевоенного города и подарить его мурманчанам. В знак уважения и любви и к ним самим, и к суровому заполярному Мурманску, ставшему ему, южанину, любимым и родным городом, где согревает не солнце, а тепло мурманских сердец.
Анжелика КОВАЛЕВА. kovaleva@vmnews.ru
Фото из архива Евгения Балянина.