Природную данность многие начинают по-настоящему ценить слишком поздно. «Наши глаза есть частичка головного мозга, вынесенная за пределы черепа» - когда-то такое образное описание органов зрения пришлось услышать от одного опытного офтальмолога.
Разговор был о том, что эти органы – материя наитончайшая, требующая постоянного и особого к себе внимания. А ведь отсутствие последнего и приводит многих из нас к глазному кабинету. Иногда только в тот момент, когда уже слишком поздно.
Учить, а не лечить
Так вышло, что мне пришлось оказаться в этой теме два десятка лет тому назад. С тех пор много воды утекло. За эти годы развитие современной офтальмология шло семимильными шагами. Пришли новые технологии и операционные приборы. Врачи научились лечить то, что еще десять лет назад считалось неизлечимым. На вооружение взяты самые передовые методы оперативного лечения, современная техника, лазеры и технологии.
– Медицина в первую очередь должна быть не лечебной, а профилактической, – убежден врач-офтальмолог высшей категории Валерий Моренко. – А у нас профилактическое звено сегодня, к сожалению, хромает. Во многих поликлиниках есть проблемы с врачами, которые занимаются органами зрения, кое-где этих узких специалистов вообще нет. Почти повсеместно старое оборудование. Сейчас собираются что-то менять, но опять требуется много времени. На подготовку хорошего практикующего врача требуется почти полтора десятка лет. Его надо выучить в вузе и научить в поликлинике. Вот почему люди годами не могут попасть на прием. Нет у них в небольших поселках офтальмолога, а в областной центр не наездишься. Отсюда и все проблемы. И будем их иметь до поры, пока не наладим профилактическое лечение на местах.
Выдающийся отечественный офтальмолог, академик РАМН Михаил Краснов говорил: «Тех болезней, что в перспективе обязательно приведут на операционный стол, в три раза больше, чем тех, что обязательно нуждаются в хирургическом лечении». И увы, хирургия – это не достижение медицины, это ее бессилие перед болезнью. Гораздо проще заболевание предотвратить.
Коварный недуг
Глаукому, например, самое главное вовремя распознать, подобрать капли и не доводить до крайней стадии. Этот недуг наряду с катарактой и патологией глазного нерва знаком многим северянам средних лет и старшего поколения. Это самое коварное заболевание. Оно «дремлет» до последнего момента. К сожалению, глаукома в состоянии привести человека к полной потере зрения. Точная причина появления глаукомы до сих пор неизвестна. Поэтому стопроцентно вылечиться от нее нельзя. Но можно существенно повлиять на ход развития болезни. Глаукома хитра, она может долго проходить без симптомов, с достаточно острым зрением, а тем временем зрительный нерв постепенно атрофируется. В диагностике недуга важным является постоянный контроль за внутриглазным давлением, остротой и полями зрения. На ранних стадиях процесс развития можно замедлить, подобрав необходимые глазные капли. Если не поможет, в арсенале врачей есть хирургические методы устранения болезни. Они весьма эффективны и дают неплохой результат. Но главным залогом в успехе лечения остается собственное внимание человека к здоровью своих глаз.
Или другой наглядный пример. Элементарная сухость глаза. Такое неприятное ощущение знакомо многим. Особенно тем, кто работает за компьютером. У состояния есть свой термин – «синдром сухого глаза». Все очень просто. Каждую минуту веки должны совершать несколько десятков морганий. Для чего? Глаз увлажняется слезой, которая покрывает роговицу тонким слоем. В результате она не повреждается, не высыхает. Это постоянная смазка, как в двигателе внутреннего сгорания, когда работают механизмы. Когда мы внимательно смотрим на монитор, мозг выдает команду сосредоточиться. И количество морганий резко сокращается. Меньше морганий – меньше защитной пленки на глазу. И как следствие – большая подверженность иссушению органа зрения.
– Вот всего лишь одна маленькая проблема, – говорит доктор Моренко. – Симптом устраняется обычными глазными каплями, они продаются в каждой аптеке. Но, если этого не делать, он может развиться в заболевание и перейти в хроническую стадию.
Свой взгляд на Север
В конце зимы – начале весны мы, мурманчане, выходим из полярной ночи. Долгие месяцы глаза были в постоянном напряжении. Постоянная нехватка света и сухость им не на пользу. Но и период полярного дня тоже станет для глаз настоящим испытанием. Уже доказано, что отсутствие природной темноты в состоянии отразиться не только на общем здоровье или психике, но и на зрении тоже. Здесь, на Севере, и зимой, и летом наши органы зрения работают, как говорится, на износ, вдали от биологической нормы.
Любое отклонение от нормы имеет свои негативные результаты. В свое время ученые, изучавшие проблемы здоровья северян, пришли к неожиданным заключениям. Оказывается, на Севере нормально жить можно не с любым здоровьем. Исключения составляли только те, кто родился здесь. Более того, проработавшим в суровых условиях больше 20 лет возвращаться в теплые края тоже не рекомендовалось. У них вторичная акклиматизация могла и не произойти. И тогда человек даже в нормальных климатических условиях будет страдать куда больше, чем на Севере. А тем, кто хотел уехать, делать это рекомендовали сразу же после 15 лет пребывания здесь.
Печальная общероссийская тенденция, не миновавшая и Север: глазные заболевания «молодеют». У семилетней дочери коллеги детский офтальмолог уже выявил близорукость, пришлось выписывать очки. По мнению Валерия Моренко, так на наших глазах отражаются достижения цивилизации. Компьютер и другие гаджеты стали доступны всем от мала до велика, отсюда и большой рост нагрузки на глаза.
– У наших детей, например, сегодня чаще развивается близорукость, нежели у их сверстников из других регионов. У людей постарше – патологии сетчатки, зрительного нерва, – говорит доктор Моренко.
Думать о последствиях
Еще одна черта нашего времени. В потоке рекламы, что обрушивается на наши головы ежедневно, все чаще можно услышать предложения услуг по улучшению зрения. Рекламируют все – от новых магазинов по продаже очков до оперативного вмешательства для улучшения зрения, которое можно сделать буквально походя. Но так ли безопасно и плодотворно любое оперативное вмешательство в «частичку головного мозга, вынесенную за пределы черепа»? В свое время мне довелось услышать мнение офтальмологов из Военно-медицинской академии имени Вишневского. Перед любой операцией на глазах они тщательно взвешивают все «за» и «против». Если она делается по жизненным показаниям, чтобы человек не остался незрячим, это одно дело. Если ее смысл заключается в незначительной коррекции зрения или желании избавиться от очков, это уже совсем другой разговор. Лучше поменять должность или работу, чем необоснованно ставить здоровье человека под угрозу.
– Любая операция содержит в себе определенный процент риска, – говорит доктор Моренко. – И к тому же любое оперативное вмешательство имеет свои последствия.
Желание в 25 лет избавиться от очков и близорукости средней степени, например, толкает многих на операцию, которая позволяет добиться практически стопроцентного зрения. Но через полтора – два десятка лет оно снова начинает садиться. В организме начинаются общие процессы старения, которые не проходят мимо глаз. Еще через несколько лет у человека развивается дальнозоркость, лечить которую, по словам нашего собеседника, значительно труднее. В итоге может получиться так, что человек еще не достиг пенсионного возраста, а продуктивно работать он уже не может. И лишь из-за того, что много лет назад принял поспешное решение.
Глаз увлажняется слезой, которая покрывает роговицу тонким слоем. В результате она не повреждается, не высыхает. Это постоянная смазка, как в двигателе внутреннего сгорания, когда работают механизмы. Когда мы внимательно смотрим на монитор, мозг выдает команду сосредоточиться. И количество морганий резко сокращается. Меньше морганий – меньше защитной пленки на глазу. И как следствие – большая подверженность иссушению органа зрения.
Желание в 25 лет избавиться от очков и близорукости средней степени, например, толкает многих на операцию, которая позволяет добиться практически стопроцентного зрения. Но через полтора – два десятка лет оно снова начинает садиться. В организме начинаются общие процессы старения, которые не проходят мимо глаз.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
serebriakov@vmnews.ru
Фото автора.