«Вечерний Мурманск» объявил о начале конкурса «Мурманские истории семейных архивов», посвященного 75-летию Великой Победы.
Напомним, для того чтобы стать его участником, необходимо прислать или принести в редакцию семейные фотографии военных или послевоенных лет с небольшим рассказом о том, как и при каких обстоятельствах они были сделаны. Предпочтение будет отдаваться военным фотографиям Мурманска, которые могут быть опубликованы на страницах «Вечерки». И вместе с рассказами о них станут своеобразным путеводителем по прифронтовому городу.
Работы можно присылать или приносить до 24 апреля по адресу: город Мурманск, Кольский проспект, 9, редакция газеты «Вечерний Мурманск». Также их можно выслать по электронной почте: kovaleva@aspol.ru На письме не забудьте сделать пометку «Мурманские истории семейных архивов».
Остается добавить, что к 75-летию Великой Победы «Вечерка» начала свою Вахту памяти – мы будем рассказывать в своих выпусках о том, как столица Кольского Заполярья переживала чудовищные дни войны. И очень надеемся в том числе и на помощь своих читателей. Лауреаты конкурса «Мурманские истории семейных архивов», посвященного 75-летию Великой Победы, будут приглашены на редакционное торжество и отмечены призами.
ДРАЗНИЛ ФАШИСТОВ, МСТИЛ ЗА НАШИХ
А в сегодняшнем выпуске «Вечерки» мы вспомним семейную историю мурманчанина Бориса Басавина, который на страницах городской газеты рассказывал, как после Великой Отечественной войны водил младшую сестричку в детский сад на проспекте Кирова и как дразнил пленных фашистов на улице Халтурина, где те работали на строительстве домов. Хулиганскими немецкими словечками жонглировал, будь здоров! Говорит, мстил так за наших – по-своему, по-детски. А однажды пленный немец его подловил, схватил за горло и давай душить! Выручили проходившая мимо учительница и часовой. Потом-то Борис Степанович вспоминал об этой истории с улыбкой: «Вот же я задал стрекача!». А тогда совсем не до смеха было.
В августе 1941-го у Бориса Басавина появилась сестренка. Отец уже был на фронте. И через неделю семейство, собрав в большой сундук пожитки, отправилось в эвакуацию. Полмесяца добирались до Кандалакши, постоянно бомбили, и казалось, что поезд так и не дойдет до пункта назначения никогда. Из Кандалакши на судне отправились в Архангельск, шли недалеко от побережья неделю – за мурманскими судами охотились немецкие подводные лодки. Затем – лошадь, подвода, на подводе – большой мамин сундук, к которому хлястиком привязали трехлетнего Бориса. Ну чтобы, значит, не потерялся. В пути лошадка взбрыкнула, подвода перевернулась, мальчуган повис на своем спасительном хлястике над самой землей. И так часа три висел, пока подводу не удалось поставить на колеса. Но он терпел.
Деревня Кузнецово в Архангельской области на время эвакуации стала для мурманчан вторым домом. И мама, и отец оттуда. Отец Степан Басавин в зажиточной семье родился, был свой постоялый двор, много лошадей. После революции работал почтальоном – ехал на лошадях в районный центр, забирал корреспонденцию с посылками, а потом развозил их по деревням. После коллективизации в 1931 году уехал в Мурманск и, что называется, прикипел к городу душой.
После Великой Победы сюда и вернулся с фронта. Работал в «Мурманскжилстрое» до самой пенсии, за трудовые заслуги был удостоен ордена Ленина. Когда орден получал, стеснялся ужасно, свою небольшую скромную речь даже на листочке записал – боялся сбиться. И детей – сына Бориса и дочку Тамару воспитывал в том же духе – скромными и трудолюбивыми. Настоящими мурманчанами.
Анжелика КОВАЛЕВА. kovaleva@vmnews.ru
Фото из открытых Интернет-источников.