Мы начинаем рассказ об улицах нашего города, названных в честь настоящих героев. Это не только люди, которым официально было присвоено звание Героя Советского Союза или Героя России. Например, до введения такого звания высшей наградой СССР являлся орден Красного Знамени, так что те, кто был им отмечен, тоже, без всякого сомнения, были героями. Например, в честь них в Мурманске названы три улицы – Пархоменко, Чапаева и Котовского. А еще есть люди, без которых немыслима история освоения Арктики, например, капитан Пономарев. Максим Старостин тоже не имел звания Героя Советского Союза, но его вклад в работу нашей области и города Мурманска в годы войны переоценить невозможно. И таких примеров можно приводить еще много.
Ноги вязли в грязи
Но начнем сегодня мы с тех, кто был награжден медалью «Золотая Звезда». Улиц, носящих имена таких людей, в Мурманске мы насчитали 16. Большая часть героев получила эту награду за подвиги в годы Великой Отечественной войны. И свои названия большинство именных улицы получили уже в послевоенное время. Но самая первая в Мурманске улица имени Героя Советского Союза появилась на карте города еще в 1939 году. Находилась она не в центре города, а в Росте, которая в ту пору только-только стала частью Мурманска. –
Но сначала давайте перенесемся в Мурманск 1926 года. Вот такое описание города оставил нам профессор Г. Н. Боч, приехавший на экскурсию в город с группой своих учеников: «Город производит сначала довольно жалкое впечатление. Беспорядочный ряд как будто наскоро сколоченных домов, жалкие ларьки вместо лавок, жалкая станция… Не красит город и обнажившаяся во время отлива значительная часть дна фиорда, покрытая серой липкой грязью, в которой глубоко вязнет нога. Город вытянулся полосой километра в три и, начинаясь внизу у порта довольно грязной и неряшливой частью «нахаловкой», взбирается затем на обширную прибрежную террасу и вытягивается в довольно прямую главную улицу с деревянными пешеходными мостками, а затем переходит в так называемую «Базу», преимущественно военную и административную часть города. Здесь находятся казармы, большая пожарная часть, портовое управление с вышкой, небольшая шатровая церковь, теперь закрытая. Громадное большинство зданий (если не все) – деревянные, неоштукатуренные. Все портовые постройки и городская электрическая станция также деревянные. Сохранились своеобразные сараи для военных складов, построенные англичанами во время их интервенции, кое-где видны и английские надписи (Ordnance Depot). Обращают внимание лавки-ларьки китайцев (Лю Дян-тань, Ли Хан-фу). Через город бегают к порту по узкоколейке самодвижущиеся вагонетки и дрезины военного типа».
Быстрее, чем центр
Это описание той части города, которая сегодня является центром. А теперь перенесемся на другой его конец – в Росту. Как пишет доктор исторических наук Алексей Киселев, в 1920 году в Росте было всего шесть домов, точнее, строений. В 1926 году, когда в Мурманск приезжает профессор Боч, здесь жили 18 человек. Бурное заселение Росты началось в тридцатые годы, когда на строительство крупнейшего в СССР судоремонтного завода Главсевморпути прибыли почти 20 тысяч человек. Поначалу они жили в палатках, но затем расселились по баракам и домам четырех поселков: Комсомольский, Береговой, Первое и Второе Плато. К 1937 году в Росту протянули железнодорожную ветку. Тогда же начали прокладывать шоссейную дорогу вдоль залива.
И вот тут в центре, который к тому времени тоже разросся, хотя так и не вылез еще из грязи 1926 года, поняли, что в городе надо создавать новый район. Так, в 1937 году к Кировскому и Микояновскому районам добавился еще и Ленинский.
Эта часть Мурманска по стремительности темпов роста превзошла центр города. Если в 1926 году здесь обитали всего 18 человек, то через 11 лет – уже 16 тысяч – рост в 888, 88 раза! К этому времени в Росте уже стояли 377 домов, две школы на 360 учащихся, два детских сада и столько же яслей, баня-прачечная, амбулатория, три магазина и 12 ларьков. Через год была построена первая очередь судоремонтного завода и вступил в строй кирпичный завод производительностью 12 миллионов штук кирпича в год. Кстати, речка Роста в ту пору была полноводной и чистой. Здесь в изобилии водилась форель, работала водная станция, где можно было взять напрокат лодку.
Район находился в отрыве от центра и рос не по дням, а по часам, так что потребовалось организовать новый райсовет. Что и было сделано в 1937 году.
От довоенных времен в топонимике Росты остались всего три улицы: Ростинская, Береговая и улица имени Полины Осипенко. И вот именно она и стала первой улицей Мурманска, названной в честь Героя Советского Союза. Предположу, что современному молодому читателю это имя мало о чем говорит. А вот в 30-е годы прошлого века его в стране знал каждый.
Бесстрашная Поля
Это было время романтиков и энтузиастов. И летчиков. Именно они были героями Страны Советов. Не случайно, что само звание Герой Советского Союза было учреждено после того, как авиаторы в 1934 году сумели спасти сидевших на льдине челюскинцев. И первые награжденные были летчиками.
Полина Осипенко стала героем через четыре года после той ледовой драмы. Она никого не спасала, не доставляла важные грузы. Экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Марины Расковой и Полины Осипенко специально создавался для рекордных полетов и был, по сути, рекламным проектом достижений СССР, витриной равноправия и технических результатов.
До вхождения в этот экипаж Осипенко и сама ставила рекорды. Ее имя прогремело на весь СССР в конце весны 1937 года, когда летчица установила сразу три международных рекорда, два из которых – за один день. 22 мая она превзошла итальянскую летчицу Контессу Негроне, поднявшуюся в гидросамолете на высоту 6200 метров. Осипенко же покорились 9100 метров. Утром 25 мая, имея на борту груз весом в полтонны, Полина взлетела аж на 7605 метров. Вечером вес увеличили вдвое, и Осипенко подняла его на 7200. В 1938 году она со своими подругами – штурманом-радистом Мариной Расковой и летчицей Верой Ломако – установила новый мировой рекорд на дальность полета по замкнутой кривой на гидросамолете – 1749 км. 2 июля 1938 года в том же составе советские летчицы совершили перелет на гидросамолете через всю страну – от Севастополя до Архангельска.
Из Москвы до самых до окраин
Организаторы беспосадочного перелета из Москвы на Дальний Восток (в Комсомольск-на-Амуре) на самолете АНТ-37 «Родина» сомневались, согласится ли Осипенко принять в нем участие. Ведь она привыкла во всем быть первой, а тут командиром машины уже была назначена Валентина Гризодубова. Но Полина моментально дала согласие. Роль штурмана досталась Марине Расковой.
Полет состоялся в конце сентября 1938 года, но сложные погодные условия помешали летчицам найти нужный аэродром. Командир Гризодубова отдала приказ Расковой выпрыгивать из самолета, а сама вместе с Осипенко совершила жесткую аварийную посадку в лесу. Спустя десять дней все пилоты были найдены и за рекордный перелет удостоились звания Героя Советского Союза.
А 11 мая 1939 года Полина Осипенко во время учебного полета погибла. Вместе с ней разбился другой легендарный летчик 30-х годов Анатолий Серов, муж актрисы Валентины Серовой. Тоже, кстати, Герой Советского Союза. В связи с гибелью летчиков в стране объявили траур. Их похоронили в Москве у Кремлевской стены. Молотов нес урну с прахом Полины, а урну с прахом Серова – сам Сталин.
Часть северная. Героическая
Вот тогда, в 1939 году, и было принято решение назвать одну из улиц Росты именем отважной женщины. Сегодня сложно сказать, как выглядела улица Полины Осипенко в довоенный период. В наше время на ней стоят девять домов. Начинаясь от улицы Адмирала флота Лобова, улица Осипенко метров 300 служит разделителем между жилыми кварталами и гаражным кооперативом в районе железнодорожного переезда, а затем поворачивает в жилые кварталы и там смыкается с улицей другого летчика и тоже Героя Советского Союза Бориса Сафонова.
Вообще, небольшая по своей площади, Роста сконцентрировала в себе, наверное, наибольшее количество улиц Героев Советского Союза. Помимо улиц Осипенко и Сафонова здесь есть улицы Сивко, Торцева и Позднякова. Последний, кстати, тоже летчик. А если вспомнить, что рядом (хотя и не в Росте) находятся улицы Ивченко, Хлобыстова и Гаджиева, то получается, что эта самая северная часть города наиболее «героическая».
Андрей КИРОШКО. kiroshko@vmnews.ru
Фото автора и из открытых Интернет-источников.