А когда черновая бумага зачитывалась Пугачеву, он сам делал поправки.
- Больно кудревато, – говорил он. – Ты прямо пиши: «Голова будет рублена». (Вячеслав Шишков. «Емельян Пугачев»)
12 ноября в Мурманской областной Думе состоялись публичные слушания по проекту бюджета на 2020 год и на плановый период 2021–2022 годов.
Зачем вообще нужны эти самые публичные слушания? Обратимся к статье 36-й Бюджетного кодекса РФ: «Прозрачность (открытость) бюджета означает в том числе обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. При этом достижение данного базового элемента бюджетной системы РФ должно обеспечиваться в том числе путем проведения публичных слушаний».
Как ветром сдуло
Что касается «народного представительства» – никаких претензий к организаторам публичных слушаний по проекту бюджета быть не может. В большом зале облдумы – яблоку негде упасть. От правительства выступали первый заместитель губернатора Оксана Демченко, врио заместителя губернатора – министр финансов Елена Дягилева, и. о. министра строительства и территориального развития Оксана Астахова, заместитель министра здравоохранения Инга Анискова, присутствовал почти весь состав регионального депутатского корпуса, было приглашено просто рекордное количество представителей муниципалитетов и общественности.
Теперь что касается СМИ. Сразу же после коротких предваряющих выступлений председателя Думы Сергея Дубового и Оксаны Демченко журналистов многих СМИ как ветром сдуло.
И это не потому, что все они так формально подходят к делу. Просто корреспонденты, наученные годами горького опыта, знали, что будет дальше.
А дальше министры и председатели комитетов по бумажке начали озвучивать цифры, зафиксированные в проекте. Зачем это слушать?
Проект бюджета – не военная тайна, полный текст может получить любой желающий. Читать у нас все умеют. То есть требование «открытости» соблюдено. А как быть с «общественным пониманием»?
Речь идет о понимании людьми (не только профессионалами – политиками и чиновниками) намеченных перспектив развития.
Приведу конкретный пример.
Когда в 2011 году команда Алексея Веллера – Андрея Сысоева приступила к реализации программы расселения ветхого и аварийного жилого фонда, признанного таковым на 1 января 2012 года, то людям доходчиво объяснялось – за последние 20 лет в Мурманске не было построено ни одного «социального дома». Ни одного! За 20 лет!
И о достигнутых результатах в этой сфере перед людьми власти сейчас отчитываются вполне понятно: снесено 116 домов, расселено 145 домов, в новое жилье переселены 4161 человек.
Когда в 2011 году в нашем городе начали системно реконструировать парки и скверы, то мурманчанам объясняли: такого обновления зеленых зон отдыха не было с середины 70-х годов прошлого века.
Программа реконструкции парков проходила при непосредственном участии мурманчан. Горожане сами давали названия новым скверам. Всего за эти годы благоустроено 35 парковых зон отдыха. Планы реконструкции обсуждались с мурманчанами, люди их поддержали, и результат достигнут.
Можно по-разному оценивать то, что сделала для Мурманска современная городская власть, но нельзя отрицать – народу всегда объясняли, где, что и зачем делается. И какого результата мы достигнем.
А когда с трибуны областной Думы чиновник или депутат монотонно зачитывает цифры публичного документа, совершенно непонятно – это повод для радости или для печали?
Вопросы без ответов
Абсолютно в любой области современных знаний есть свой профессиональный язык общения. То, что министры-финансисты отлично понимают и могут проанализировать, для человека, далекого от бюджетов-финансов-налогов, – темный лес. И не потому, что он глупый или необразованный. Просто это – не его язык. И публичные слушания как раз и придуманы для того, чтобы проанализировать бюджет могла публика – то есть народ.
Кстати, когда цели и задачи объясняет губернатор Андрей Чибис – почти всем все понятно. Опять же можно не соглашаться с его точкой зрения, но чего он хочет добиться – всем ясно.
Но как только на каких-либо общественных слушаниях начинает выступать чиновник – все, уноси ноги.
Поэтому-то представители СМИ сразу и сбежали из Думы. И в рассказах об этом мероприятии обошлись стандартным набором дежурных фраз.
Например, на 2020 год соотношение дефицита и госдолга к бюджету осталось примерно такое же, как и во все годы XXI века. Общий объем доходов – почти 74 млрд. рублей, а расходы превышают доходы больше, чем на 3 млрд. (4,8%).
Госдолг на 1 января 2021 года планируется под 24 млрд. рублей.
Но вот толкование этих цифр у профессиональных экономистов разное.
И наверное, многие с интересом бы послушали – критичен или нет такой дефицит бюджета и уровень госдолга? В чем были системные ошибки предыдущих правительств-губернаторов, и были ли они вообще? Хронический дефицит бюджета и заоблачный госдолг – это плохо или нет? Потому как мы не раз слышали от людей вполне компетентных: мол, учитывая неповторимую специфику Мурманской области, надо вообще наплевать на проблему дефицита-госдолга. Но ответов на эти вопросы в ходе слушаний не прозвучало.
Две большие разницы
Теперь о перспективах. Оксана Астахова рассказала, что в 2020 году предусмотрено строительство детских садов в Мурманске, Алакуртти, Мурмашах, школы в Североморске, спортивных объектов и реконструкция зданий учреждений культуры, фельдшерско-акушерского пункта в Краснощелье.
А это много или мало? А сколько требуется?
Еще Оксана Астахова поведала, что в следующем году завершится многострадальная реконструкция драмтеатра. Но на завершение реконструкции понадобится еще 990 млн. рублей.
Узнав об этом, любой оппозиционер просто взовьется: «Как? Опять?!».
Если уж беспросветно затянули сдачу важнейшего объекта, обещанного к концу 2016 года, и превысили изначально планируемые расходы почти в 2,5 раза, то неплохо было бы поведать, почему так получилось. Кто и как наказан? И на какие цели нужен еще почти миллиард рублей?
А не просто ограничиться констатацией цифр.
Не потому, что предложенный бюджет плохой или неправильный.
Нет, все по делу, все профессионально. По многим показателям, наверное, этот проект бюджета может считаться бюджетом прорывного развития. Но и о самом хорошем деле можно плохо рассказать.
Просто надо различать цели и задачи мероприятий. Когда бюджетные параметры обсуждают профессионалы – депутаты и чиновники – это одно. А когда проводятся публичные слушания, то есть для всего народа, – это другое.
Дмитрий МАЛЫШЕВ. malyshev@vmnews.ru
Фото из открытых Интернет-источников.
_____________________________________________________________________________
Интересует приобретение строительного клея? Приобрести его в широком ассортименте можно на сайте https://rein-deer.ru/cosmofen/. Широкий ассортимент, высокое качество, отличные цены.
Реклама.