«Дяденька, а можно на эту кнопку нажать? А как двери открыть? Как свет в салоне включить? И посигналить еще хочу!» – отбиться от вопросов любознательной детворы водителям мурманского «Электротранспорта» в тот день было очень непросто. А людей постарше им пришлось учить устанавливать токоприемники и управлять одиннадцатиметровым троллейбусом на учебном полигоне. Такой необычный День открытых дверей провел коллектив главного заполярного предприятия-перевозчика на базе депо № 2.
В гости в депо
– Я очень рад, что у нас сегодня столько гостей, – приветствовал гостей заместитель генерального директора АО «Электротранспорт» Владимир Буряк. – Мы расскажем вам о работе наших троллейбусов, покажем кабину водителя, проведем экскурсию по ремонтным цехам, в которых ежедневно проверяют их исправность, познакомим с экспонатами нашего музея, а еще проведем собеседование с желающими получить профессию «Водитель троллейбуса». Для них у нас работает выездная приемная комиссия Мурманского строительного колледжа.
Одним словом, программа была насыщенной. Но от трех стоящих на площади экспонатов из парка депо не отходили ни дети, ни взрослые – всем очень хотелось заглянуть в кабину, посидеть за рулем троллейбусов, которые ежедневно выходят на маршруты города.
– Ну что? Пойдемте, покатаемся? Владимир Николаевич сказал, что вы больше всех хотели по площадке проехать, – обратился ко мне статный седовласый мужчина. – Меня зовут Валерий Афанасьев, я водитель-наставник, сейчас все вам расскажу и покажу.
– Здорово! У меня даже водительское удостоверение с собой. И правила дорожного движения помню. Но на этом, пожалуй, все, практического стажа вождения почти нет, – честно призналась я своему наставнику.
– Все когда-то были новичками, и всему можно научиться, было бы желание, – успокоил Валерий. – Вот смотрите, наша учебная «ласточка».
Ювелирная точность и бицепсы
Троллейбус с бортовым номером 235 выглядел совсем не так, как современные электролайнеры, в водительских кабинах которых в тот момент активно фотографировались участники Дня открытых дверей. Это был старенький ЗиУ-9, в кабине которого оказалось столько всевозможных кнопок, тумблеров, переключателей и прочих устройств непонятного назначения, что у меня началась легкая паника.
«Зато педали две, а не как на учебной «Калине», не перепутаю», – проскочило у меня в голове. И я села в водительское кресло, кстати, довольно удобное. Да и уверенности в тот момент было больше, чем во время обучения вождению на отечественной малолитражке, это как раз тот случай, когда габариты имеют значение. Но от осознания, что управляешь одиннадцатиметровой машиной, которая весит больше 10 тонн, опять становилось не по себе.
– Надо штанги поставить, – сказал Валерий Алексеевич, протянув мне пару резиновых перчаток и оранжевый светоотражающий жилет. – Перчатки эти специальные, диэлектрические. Перед каждым использованием надо проверять их целостность. Токоприемники устанавливают только в них, причем сначала ставим правый, а потом левый.
Этот порядок связан с полярностью штанг и проводов. Но вот дальнейших объяснений я уже почти не слушала, удерживать и направлять токоприемник к месту установки оказалось довольно сложно. Весит каждый «рог» троллейбуса около 12 килограммов и, будучи незакрепленным, всегда пытается принять вертикальное положение из-за пружин в конструкции. А постановка контактной головки токоприемника и вовсе показалась ювелирной работой, ведь провод должен был попасть точно в паз.
С помощью Валерия троллейбус наконец-то удалось подключить, можно было отправляться в свою первую поездку.
20 метров по прямой
Запускал все необходимые блоки и установки с мудреными для меня, гуманитария, названиями водитель-наставник. Мне же было доверено снять стояночный тормоз. «Ручник», кстати, тут располагался слева и опять-таки поддавался неопытному новичку с большой неохотой.
– А вот и ваши первые пассажиры! – шутливо сказал кто-то, и салон учебной «ласточки» заполнился гостями акции.
Ну, думаю, сейчас в мой адрес полетит известное: «Не дрова везешь!». Ситуацию спасла бдительность Владимира Буряка. Он строго попросил всех выйти из салона: «Сейчас в нем вам категорически нельзя находиться. Этого требует техника безопасности, вдруг резкое торможение?». И ведь как в воду смотрел! Плавно затормозить мне удалось лишь с третьей попытки. Но терпеливый Валерий Афанасьев не терял самообладания и спокойно предлагал еще раз набрать ход и почувствовать педаль. Если бы у меня в автошколе был такой дипломатичный инструктор по вождению, страх перед дорогой удалось бы побороть намного быстрее.
Тем временем на обочине учебной площадки собралось полтора десятка зрителей, тоже мечтающих проехать свои 20 метров по прямой.
– Эх, мучают нашу «ласточку», – вздохнула водитель троллейбуса Наталья. – А я на этой машине впервые на маршрут самостоятельно вышла, этот троллейбус тогда еще не переоборудовали в учебный. Не поверите, с самого детства мечтала об этой профессии, и вот шесть лет назад мечта сбылась. Причем за это время ни разу не пожалела о своем выборе.
– Не переживайте, девчонки, я машину в обиду не дам, – заметил Валерий Афанасьев и начал объяснять азы управления троллейбусом следующему гостю Дня открытых дверей.
В женских руках
Переведя дух и совладав с волнением, решаю проверить, насколько сильно отличаются современные троллейбусы от своих предшественников. Разница оказалась огромной. Точная электронная начинка и грамотные инженерные решения современных машин многократно облегчили труд водителям. Но в «Электротранспорте» все равно продолжают обучать стажеров на «старичке» ЗиУ-9, чтоб, как говориться, наверняка, с пониманием и полной самоотдачей.
Хотя среди тех, кто учится на водителей троллейбусов, и не бывает лентяев.
– На работу мы принимаем только лучших, тех, кто успешно проходит обучение, – подчеркнул Владимир Буряк. – А учат узкоспецифичной и довольно сложной профессии в Мурманском строительном колледже имени Н. Е. Момота. Кстати, до 30 августа туда еще можно подать документы на зачисление.
Что, как оказалось, и собираются сделать около двух десятков участников Дня открытых дверей. Больше половины из них – девушки.
– В нашем коллективе анекдоты про женщин за рулем не в ходу, – заметил водитель-наставник Владимир Олейник. – Все стажеры максимально ответственны, внимательны и сосредоточены на дороге. И наши женщины ни в чем не уступают мужчинам, а иногда и превосходят их. Несколько лет назад Юлия Матасова смогла войти в десятку лучших водителей страны!
– Вот вырасту и тоже буду троллейбусы водить! Профессионалом стану, – заявил восьмилетний Леня Швыдко, которого привела в депо бабушка Галина Николаевна. – Троллейбусы – самый экологичный вид транспорта, они не загрязняют природу, а это очень важно у нас в Заполярье.
– Какая сознательная молодая смена подрастает, – с улыбкой отметил Владимир Буряк. – Значит, самый северный троллейбус будет жить и развиваться.
Прощались гости акции с коллективом «Электротранспорта» теплом и с искренними благодарностями. Ведь они смогли своими глазами увидеть, сколько людей ежедневно трудится для того, чтобы организовать для жителей города качественные и безопасные пассажирские перевозки.
Надежда ЛЕБЕДЕВА. lebedeva@vmnews.ru
Фото Дмитрия САЯПИНА.
_________________________________________________________________
Вы находитесь в поиске электронной техники? А хотите на технику получить фирменную гарантию на смартфоны и ноутбуки? Хотите узнать больше? Переходи по ссылке. Нам есть, что вам Реклама.