Их называют игрушками-великанами. Ростовые куклы легко становятся украшением любого праздника и центром притяжения не только для детворы, но и для взрослых. Большие мягкие игрушки нравятся всем, а когда они двигаются, поют, танцуют и водят хороводы, восторгу зрителей нет предела. В Ленинском доме культуры Мурманска живут аж 33 плюшевых великана, которые участвуют в городских праздниках и веселят народ. И большую часть из них сшила мурманчанка Ольга Соловьева.
От дедушкиной машинки до своей студии
Любовь к шитью передалась Ольге по наследству. В их доме никогда не стояла без дела старенькая ручная швейная машинка. На ней дедушка шил внучке юбочки и платьица. В свое время он выучился на портного и, хоть и не работал по специальности, но частично одевал всю семью.
– Шить меня учила в детстве мама, – вспоминает Ольга. – К новогоднему утреннику в садике она всегда создавала новый праздничный наряд, а я пыталась ей помогать в этом, а потом свои навыки оттачивала, изготавливая костюмы для кукол. Мама обучила меня различным интересным шовчикам и приемчикам, так что мои куклы, можно сказать, были очень модно и качественно одеты. А когда мне исполнилось лет двенадцать, я решила пробовать что-то сшить для себя. Достала из шкафа два маминых халата, которые мне больше всего понравились по расцветке, распорола их и пошла себе что-то кроить. Мама спокойно отнеслась к моему произволу. Изделие я тогда довела до ума, даже пару раз надела его. Так что тяга к творчеству у меня была с детства.
Мама хотела, чтобы Ольга пошла по ее стопам и поступила учиться на бухгалтера. Но дочь не удалось переубедить, и как только одиннадцатиклассница получила аттестат о среднем образовании, она тут же поступила в 13-й профессиональный лицей на портного. Потом выучилась на закройщика, а затем, окончив колледж, получила еще и диплом конструктора-модельера.
И с того времени постоянно работает по профессии. Трудилась в родном тринадцатом лицее, в частных ателье, как-то создала свою студию по пошиву одежды, а последние семь лет шьет для дома культуры.
– За эти годы отшила, наверное, около полутысячи разных видов одежды и головных уборов. Это и рубахи, и сарафаны, и кокошники, и всевозможные шляпы. Для некоторых коллективов шью изделия с соблюдением всех требований к русскому традиционному костюму. Участникам фольклорного ансамбля «Поветерь», например, отшивала сарафаны в соответствии с поморской традицией. Соблюла фасон, сделала правильные складочки, нужной ширины лямочки, подол подшила черной лентой – все, как требовала руководитель коллектива. А для ансамбля русской песни «Россияне» костюмы сделала более сценические, стилизованные, – делится со мной мастерица. – Я в ДК такого опыта набралась: шила на мужчин, женщин и детей. Вот недавно обновила гардероб для выступлений казачьего коллектива, до этого делала наряды на наших ведущих, а в прошлом месяце занималась русскими сарафанчиками и косоворотками для детей трех – пяти лет, которые обучаются в школе эстетического развития «Рябинушка». Тогда же для музея народного быта, который мы открывали, сшила скатерти и лоскутное одеяло. У меня сейчас такая разнообразная работа, что душа радуется.
Медведь – 7 лет в кукольном строю
Первую ростовую куклу Ольга Соловьева сшила в 2011 году, как только устроилась в Дом культуры. Это был бурый медведь из «Машеньки».
— Это самая первая кукла в моей жизни, которую я шила. В Интернете информации в то время о ростовых куклах почти не было, поэтому до всего приходилось доходить интуитивно. Как своим умом все представляла, так и делала. Самая большая сложность была в пошиве головы игрушки, так как ее невозможно заранее как-то просчитать и построить выкройку. У нас все изделия штучные, каждая кукла требует индивидуального подхода, – говорит моя собеседница. – Когда голову делаю, прикидываю, какого размера она должна быть, как мех ляжет, через какую щель будет смотреть аниматор, как он будет дышать. Придумываю, как большая тяжелая каркасная голова будет крепиться к комбинезону-туловищу. Но с медведем все удачно получилось, он до сих пор выходит в свет и радует зрителей на мероприятиях, видела его как-то летом на одном из праздников, который мы организовывали. Шью куклы всесезонные, так как наши сотрудники работают на улице в любую погоду, поэтому Мишка все еще в строю.
С тех пор Ольга шьет по несколько кукол в год. Ее стараниями в ДК появились на свет Миньоны, злые птички Энгри-бердс, три разных медведя, заяц, волк Забивака, «живая» книга, Спанч-Боб и другие полюбившиеся северянам персонажи.
– У нас есть одна такая необычная кукла, что мы никак не можем решить, кем она у нас будет, – смеется Ольга. – Сначала это должен был быть олень. Но когда я его делала, понимала, что у меня получается, скорее, бурый медведь. Кто-то говорил, что игрушка больше похожа на бобра. В итоге мы ему рожки сделали, и однажды он сыграл роль оленя этакого мультяшного вида. А потом мы рога сняли, и он стал выходить к зрителям в роли медведя. Я с головой этой ростовой куклы долго мучилась, она никак у меня не шла. В итоге решила пока оставить ее в покое, пусть подождет своего часа – что-нибудь из нее потом все-таки получится.
Тест-группа на дому
Одну куклу мастерица может делать несколько недель, а если все сойдется и нахлынет вдохновение, то и за пару дней справляется.
– Если я чувствую эту куклу, то вхожу в азарт, шью сутками и быстро заканчиваю работу, – признается Ольга. – Иногда наоборот – долго за пошив не берешься, все прикидываешь в голове, как сделать. А потом среди ночи решение приходит!
Первый, кто видит новую ростовую игрушку, это муж Ольги. И не просто видит, а примеряет. Вынужденно.
– Все костюмы ростовых кукол я по мужу мерила. Он сначала протестовал, потом смирился. Ведь мастеру надо видеть, как они сидят на человеке, как в реальности держится та же голова, – приоткрывает тайну Ольга. – Все рассчитывается, прикидывается, при необходимости перешивается. Даже с моим опытом бывают такие моменты, что и сейчас не с первого раза все получается.
Двое детей Ольги – им сейчас 12 и 14 лет – тоже выступают в роли помощников. Они обычно наслаждаются возможностью во время процесса изготовления померить костюм или сфотографироваться с готовой куклой. Например, головы постоянно меряют. Даже когда те не обшиты еще ничем и представляют собой страшное зрелище.
– Иногда советуюсь с ними – показываю голову и спрашиваю, на кого похоже, – рассказывает мастерица. – Своеобразная тест-группа на дому: если дети игрушку узнали, значит, у меня все получилось! Я очень критично отношусь к своей работе и стараюсь все доводить до совершенства.
Надежда ТУРЛОВА.
Фото из архива Ольги СОЛОВЬЕВОЙ и открытых Интернет-источников.