В этом году мурманский фестиваль огня прошел уже в десятый раз. Сотни зрителей с замиранием сердца следили за тем, как среди искр и языков пламени танцуют молодые люди и девушки, раскручивая горящие веера, жезлы и факелы. Не страшно ли им в эпицентре огненной феерии? И где они учатся управлять огнем? Опытные фаерщики поделились с «Вечеркой» секретами опасного мастерства.
Опасный кайф
Фотографы, которым на фестивале выделяют место в партере, шарахались от снопов искр, летящих во все стороны. А повелители огня только иногда морщились. Может быть, они мажут волосы, одежду и лицо «антипригарным» кремом, чтобы не обуглиться?
– На самом деле волосы не загораются, если их не подставлять под открытое пламя, а костюмы мы пропитываем специальным составом, – рассказал Николай Куликов, основатель и руководитель творческого коллектива «Ифрит». – В плане эмоций все очень спокойно, будто лежишь на пляже и загораешь, так как все действия и движения доведены до автоматизма.
– Когда выходишь к зрителям, всегда страшно, сердце колотится, а на сцене начинаешь кайфовать от куража, адреналина, поэтому перестаешь замечаешь такие факторы, как холод или дождь, – добавляет Галина Спирина, участница фестиваля из Архангельской области. – Хотя от дыма, бывает, и дышать нечем, но это всего несколько секунд. Вообще, когда все получается, то испытываешь восторг! Вокруг софиты, огонь, зрители!
– Когда только учишься крутить горящие предметы, конечно, страшно, – говорит Валентина Раговицкая, участница фестиваля из коллектива «Ифрит». – Но это такой же страх, как волнение перед выступлением на публике. Особенно сильный мандраж, когда зрителей несколько сотен и они смотрят на тебя сверху вниз с трибун.
Самые искушенные поклонники фаер-шоу наверняка отметили, что в этом году на фестивале не было ни одного номера с огнедышащими людьми. Многие просто не захотели вредить своему здоровью, ведь горючая жидкость, которую набирают в рот перед огненным «плевком», сильно портит зубы и желудок. Все фаерщики рано или поздно примеряют на себя роль Змея Горыныча, но затем многие от нее отказываются, ведь это еще и один из самых опасных видов огненного мастерства. Состав горючей жидкости таков, что на лице она не загорится, но от ожогов губ никто не застрахован. При этом «химия» может попасть в глаза или вызвать раздражение кожи лица. Профессионалы перед выступлением полощут рот специальной жидкостью, пьют энтеросгель, чтобы обезопасить желудок, и ополаскивают рот сразу по окончании номера.
Если горишь – не паникуй!
Первые годы фестиваль был безымянным и проходил в карьере за Ледовым озером как междусобойчик огненных коллективов, из которых жив до сих пор только «Ифрит». Его костяк – всего пять человек, но с помощью единомышленников им удается устраивать зрелищные события городского масштаба. Их объединяет жажда острых ощущений при «общении» с огнем, ведь полностью предугадать его поведение не могут даже лучшие фаерщики. «Ифрит» живет под девизом «Мы любим сложные задачи!». Справляться с ними помогают четыре девушки, которые, если надо, «в горящую избу войдут». А на фестиваль «Ифрит» пригласил еще 30 человек из молодежных творческих коллективов города. С одной стороны, массовые сцены на фестивале необходимы, с другой – сложно собрать всех вместе на репетицию, поэтому некоторые выходы выглядят сыровато.
Раньше мурманские фаерщики были студентами, сейчас все участники «Ифрита» работают. Но времени на тренировки все равно хватает. Летом ребята совмещают их с поеданием шашлыков за городом, а осенью и зимой собираются каждый воскресный вечер в Доме молодежи.
– Мы открыты новым людям, особенно в коллективе не хватает мальчиков! – признается Валентина Раговицкая. – Можем научить основам фаер-шоу бесплатно. Огонь в помещении, конечно, не разводим, а оттачиваем мастерство с учебным или светодиодным реквизитом. К огню переходим постепенно, ведь работать с ним опасно. Однажды наша ученица совершила оплошность и подпалила себе волосы. Пришлось походить с короткой стрижкой.
Главный совет от Галины Спириной: «Не паниковать, когда горишь!». Эта девушка играет с огнем уже 10 лет и за это время неоднократно побеждала в конкурсах огненного искусства. Но об этих заслугах напоминают ожоги и шрамы на руках.
Так повелось, что в огненных коллективах юноши обычно крутят различные палки и пои (горящие или светодиодные шарики на цепочках), а девушки – веера. В «Ифрите» обязанности распределяются по желанию и способностям. Одни отвечают за техническую часть, другие – за творческую. Кое-что из реквизита приходится заказывать, но многое ребята мастерят сами. Даже огнеметы сделаны вручную Николаем, как и огромные огненно-пиротехнические крылья!
– Это всего лишь металлические трубки, внутри которых провода, поджигающие пиротехнику, – рассказал Николай. – А огнемет можно назвать модификацией большой газовой горелки. И он не считается оружием, мы узнавали.
Деньги на ветер
Из-за того, что фестиваль огня в Мурманске стал традиционным и проходит с большим размахом в центре города, многие считают его городским праздником и порой жалуются на стоимость билета. На самом деле «Ифрит» всегда организует все сам. Впрочем, два раза фестиваль помогали организовывать местные власти. Наверное, артисты хорошо зарабатывают на выручке от продажи билетов?
– Мы всегда в минусе, – с печальной улыбкой говорит Николай. – Платный вход покрывает затраты на аренду стадиона и оборудования, но пиротехника очень дорого стоит. Полный комплект для шестиминутного выступления двух человек обходится примерно в 5000 рублей. «Фонтан», который извергается 30 секунд – 400 рублей. А на фестивале у нас одновременно зажигаются две «звезды», в каждой из которых по 10 «фонтанов». В обруче, с которым выходила девушка, их восемь, в «крыльях» – шесть.
Для пропитки фитилей горящего реквизита используется керосин, пять литров которого «Ифрит» покупает за 720 рублей. На фестивале сгорело 20 литров этого топлива.
– Мы устраиваем фестиваль для себя в первую очередь, чтобы творчески развиваться, придумывать новые номера, трюки и сотрудничать с другими коллективами и талантливыми людьми, – говорит Валентина. – Как бы мало нас ни было, я уверена, что огненные шоу в Мурманске будут и через пять лет. До тех пор, пока есть люди, которым это нравится.
– Спрос на фаерщиков в больших городах, конечно, больше, но в провинции развиваться нужно другим путем, – считает Галина Спирина. – В Петербурге и Москве можно годами показывать одно и то же разным аудиториям, а здесь все наоборот. Я видела много примеров, когда люди из таких удаленных городов выходили на высочайший уровень искусства. Желаю того же мурманчанам!
Павел СТЕПАНЕНКО.
stepanenko@vmnews.ru
Фото автора.