Больше года прошло с тех пор, как мурманская гимназия № 1 выиграла в конкурсе на получение гранта в один миллион рублей на приобретение лазерного станка для резки дерева, оргстекла, пластика и ткани, фрезерного станка и 3D-принтера для изготовления объемных деталей. Деньги были освоены быстро, и кроме этого оборудования гимназия закупила еще 3D-сканер, комплекты деталей для сборки и управления квадрокоптерами. Но через год выяснилось: чтобы запустить сверхсовременные станки, нужно еще 700 тысяч рублей.
Номер люкс для станков
До нынешнего апреля руководство школы пыталось выяснить, каким требованиям должен соответствовать кабинет, чтобы в нем можно было работать на современных программируемых станках с лазерами. Процесс согласования норм организации труда и техники безопасности очень затянулся, потому что специалисты, которые за них отвечают и дают разрешение на ввод в эксплуатацию, никогда раньше не сталкивались с подобным оборудованием. Буквально две недели назад выяснилось, что устанавливать их в обычных классах нельзя, необходимо обустроить школьную проектную мастерскую. К счастью, в школе нашлось подходящее помещение площадью около десяти квадратных метров, куда поместятся все три станка. Но его нужно полностью реконструировать: заменить полы, окна, потолки, освещение, проводку, распределительный щит, вентиляцию и сантехнику. Расчетная стоимость этих работ – около 700 тысяч рублей. И есть надежда, что деньги найдутся.
– На прошлой неделе я с лучшими учениками гимназии был на встрече с губернатором Мурманской области Мариной Васильевной Ковтун, – рассказал Константин Белоушко, педагог дополнительного образования, учитель физики и технологии гимназии № 1. – Рассказал о проблеме. Марина Васильевна сказала, что региону нужны мини-технопарки в школах. Надеюсь на ее поддержку.
Мосты и невидимки
В ожидании решения по установке станков гимназисты не сидели сложа руки. Кроме обычных уроков Константин Белоушко успевает вести еще и факультативы по компьютерному моделированию, физике, астрономии и программированию. Под его началом информационно-техническими исследованиями в междисциплинарной лаборатории гимназии занимаются 10–15 человек, которые регулярно получают награды различных конкурсов и конференций. Так, на Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее» в Москве Елизавета Вельгун из 9-го класса заняла первое место на секции «Перспективные транспортные системы».
– Я создала компьютерную и реальную модель автомобильного моста из алюминиевых профилей, которая позволяет моделировать и изучать его колебания при различных нагрузках, – рассказала Елизавета. – Мы запускали по мосту уменьшенную копию груженого грузовика, и датчик считывал колебания. Полученные результаты можно применять и при строительстве настоящих мостов различных видов.
Вместе с Елизаветой во всероссийском форуме участвовал Максим Коновалов. Со своей работой «Невидимость в радиодиапазоне» он занял третье место и получил приглашение на Международную научную и инженерную выставку в США.
Такое же приглашение получил Иван Ищенко, отмеченный жюри на областной конференции за исследование и моделирование поведения молекул в газе.
От квадрокоптеров до звезд рукой подать
Приобщать школьников к научной деятельности Константин Белоушко начал с подготовки их к олимпиадам и конференциям, чтобы старшеклассники не зацикливались только на сдаче ЕГЭ. Например, две Дарьи – Чапуркина и Абрамук, его подопечные – начали заниматься на факультативе по астрономии три года назад, участвовали в олимпиадах, а потом перешли к более прикладным дисциплинам. На одной из городских школьных конференций Дарья Чапуркина стала призером с работой «Компьютерное моделирование лесных пожаров».
– Моя программа считывает карту местности и прогнозирует распространение огня в зависимости от типа растительности и препятствий на пути огня, – рассказала Дарья о своем исследовании. – Эта программа может пригодиться МЧС при профилактике возникновения пожаров и их тушении.
А недавно команда из четырех учеников 8–9-х классов победила в «Хакатоне» – соревнованиях специалистов в области информационных технологий, которые проходили в течение трех дней в центре дополнительного образования «Лапландия».
– Мы создали трехмерную компьютерную и бумажную модели нашей гимназии и аудиогид по ней, – рассказала Арина Муравейко, ученица 9-го класса. – Он рассказывает об истории гимназии и сопровождает виртуальный тур по зданию. А сейчас работаю над проектом изучения траектории движения экзопланет вокруг двойной звезды и возможности зарождения жизни на ней. Проще говоря – как двигалась бы наша планета вокруг двух Солнц, какое было бы чередование дня и ночи, зимы и лета.
Есть среди подопечных Константина Белоушко и ребята, которые не ограничиваются участием в конкурсах, конференциях и олимпиадах. Например, одиннадцатиклассник Павел Лазарев фактически стал консультантом и помощником Константина на факультативе по авиамоделированию, имея богатый опыт работы с летательными аппаратами.
– Для сборки квадрокоптеров нужно знать физику, электронику и уметь паять, – рассказывает Павел. – Для разных целей полета можно устанавливать разные винты. Еще квадрокоптер можно запрограммировать, чтобы он летел по заданному маршруту на автопилоте. С помощью микрокамеры и специальных очков можно получать изображение с квадрокоптера в прямом эфире.
Все поклонники технического творчества в гимназии № 1 вместе с Константином Белоушко надеются, что их мини-технопарк откроется хотя бы в этом году и они смогут достичь еще больших успехов на региональных и российских конкурсах.
Павел СТЕПАНЕНКО.
stepanenko@vmnews.ru
Фото автора.
Зд моделирование с каждым днем становится все более популярным. Это недорогой и эффективный способ изготовления необходимых деталей. Приобрести готовые 3д модели по низким ценам можно на сайте 3D-STL.COM. Также к вашим услугам оперативная помощь через чат.
Реклама.