По рассказам школьных педагогов, сейчас не каждый пятиклассник умеет правильно обращаться с линейкой, не говоря уже о сложных инструментах. А после того как из школьной программы исключили черчение, у детей начались проблемы с пространственным мышлением. Но осталось еще немало девчонок и мальчишек если не с золотыми, то с серебряными ручками. Некоторые из них умеют не только кроить, шить, обрабатывать дерево и металл, но и конструировать роботов, программировать или создавать коллекции модной одежды. Лучшие из них встретились на региональном этапе олимпиады по технологии.
От кройки до робототехники
Из-за того что «Технология» перестала быть обязательным предметом школьной программы для учащихся 10–11 классов, среди них лишь единицы продолжают изучать эту дисциплину. Девятиклассники тоже редко где посещают уроки технологии. Несмотря на это, региональная олимпиада собрала три десятка лучших «технарей» области. Кто-то из них, возможно, поборется за медали на всероссийской олимпиаде, которая состоится в марте.
Олимпиада по технологии – уникальное явление, хотя можно было бы подумать, что это всего лишь соревнование по шитью фартуков у девочек и сколачиванию табуреток – у мальчиков. Но стереотипы здесь рушатся мгновенно.
На олимпиаде нет деления по половому признаку, только по номинациям: «Культура ведения дома», «Декоративно-прикладное творчество» и «Техническое творчество». Бывали случаи, когда в первой участвовали молодые люди, а во второй – девушки. Но в этом году участники разделились традиционным образом:
в декоративно-прикладном творчестве свое мастерство демонстрировали 17 девочек, в техническом – 14 мальчиков.
На этом искоренение ложных представлений не закончилось. Перед тем как взяться за иголки и встать за верстаки, «олимпийцам» необходимо решить теоретические задачи и пройти тестирование, в которое входят вопросы, связанные со многими дисциплинами.
Секретность заданий на олимпиадах почти такая же, как на ЕГЭ. Олимпиады начинаются по всей России одновременно, члены жюри не знают имен и фамилий участников, которым присваиваются специальные номера.
– В теоретических заданиях у девушек многие вопросы предполагают обширные познания в мировой художественной культуре, – рассказала Марина Кунаш, председатель жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по технологии в номинации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество». – Кроме того, им необходимо разбираться в физике, химии, биологии, истории костюма и моды. В 80 процентах случаев нужны знания, выходящие за рамки школьной программы, поэтому ребенок должен быть заинтересован самостоятельно расширять свой кругозор и приобретать творческие навыки.
Перед практическим этапом олимпиады девушки получают набор по обработке ткани и по технологической карте создают изделие, а мальчики могут выбрать типовое задание одного из направлений – плотницкие работы, металлообработка, электротехника и даже робототехника!
Будущие врачи и дипломаты любят шить
На второй день олимпиады участники презентуют и защищают свои творческие проекты, то есть заранее созданные изделия, будь то картина, коллекция одежды, робот или кормушка для птиц. На этом этапе проверяется умение держаться на публике, отстаивать свои убеждения и оформлять результат своей работы.
Каждую номинацию оценивает по три члена жюри. В основном это предста-
вители учреждений среднего профессионального образования. Они должны быть готовы объяснить участникам, за что был начислен или снят каждый балл, ведь от их количества может зависеть судьба человека! При поступлении на творческие факультеты вузов победители всероссийских олимпиад по технологии получают существенные привилегии, ведь ЕГЭ по технологии не существует.
– По сравнению с прошлым годом на вопросы теста участники стали отвечать хуже, а проекты есть разные, но общий уровень неплохой, видно, что ребята нацелены на результат, – рассказал Виктор Миронов, преподаватель специальных дисциплин технической направленности Мурманского индустриального колледжа. – Вообще олимпиада по технологии помогает стать человеком, личностью, ведь здесь проверяется общий уровень знаний, умение делать что-то руками и представлять свои работы на публике.
Благодаря тому, что вместе с девятиклас-сниками могут участвовать учащиеся 7–8 классов, многие пробуют свои силы в течение двух-трех лет. А некоторые учебные заведения уже стали постоянными участниками благодаря талантливым преподавателям технологии, которые готовят всех желающих к олимпиадам.
– Я на этой олимпиаде уже второй раз, потому что люблю шить. Учительница по технологии это знает, а потому предложила мне участвовать, – рассказала Влада Руднева, ученица 9-го класса мурманского лицея № 2. – В прошлом году я стала призером городской олимпиады и теперь надеюсь на победу на областном этапе. Мой проект – женские костюмы в морском стиле. Это сине-белые шорты с топом и платье с вязаным гюйсом. Кройке и шитью я научилась на уроках технологии, а вязанием увлекалась с детства.
Благодаря своим способностям Влада шьет плюшевые куклы в подарок друзьям и юбки своей маме, но превращать свое хобби в профессию не собирается. Девушка мечтает стать врачом.
– А я хочу поступать на международные отношения, и творческое мышление в этом поможет, – считает Мария Егорушкина, ученица 11-го класса лицея № 2. – С шестого класса я делаю проекты по технологии и участвую в конференциях, а на олимпиаде уже в третий раз, и каждый год у меня есть новые идеи, которыми хочется поделиться. В прошлом году двух баллов не хватило для поездки на всероссийский этап, сейчас планирую удивить жюри аксессуарами со светодиодами.
Надо сказать, что не всех победителей региональных этапов олимпиад министерство образования Мурманской области отправит весной в Москву. Туда поедут только те, кто набрал количество баллов, превышающее средний показатель по России
Павел СТЕПАНЕНКО.
stepanenko@vmnews.ru
Фото автора.