Все началось в мае 2014 года. Тогда трагедия, произошедшая на Кице, потрясла всю область. При сплаве по реке мужчину выбросило из двухместной лодки сильным течением. А 8-летний его сын Данил остался в байдарке один. Позднее спасатели нашли лодку, накидку и рюкзак мальчика. На следующий день была найдена его каска, а потом обнаружили и тело погибшего ребенка.
Как появился отряд
– Как только в соцсети «ВКонтакте» появилось сообщение, что никак не могут найти мальчика, очень многие готовы были ехать на помощь, – вспоминает волонтер отряда Ольга Кононенко. – Какая-то девушка написала в комментариях к посту, что выезжает на поиски из Росты, я попросила забрать меня у «Ждущей», а по пути мы подхватили еще троих человек и отправились в Шонгуй. Поисками руководили спасатели из МЧС, прибывших они отправляли в разные квадраты. Сотни людей приехали на поиски, были даже из Кандалакши и Полярных Зорь. Отец до последнего искал ребенка, на нем лица не было. Данилку нашли на вторые сутки в районе железнодорожного моста через реку Колу.
Буквально через пару месяцев, в августе, вновь загудел весь Интернет – в Мончегорске пропали трое подростков. К тому времени Ольга уже плотно общалась с Гаянэ и Дмитрием – учредителями Ассоциации волонтерских организаций «Поиск пропавших детей», объединяющей 60 отрядов из разных городов России. С их помощью мурманчанка возглавила поиски мончегорцев в Заполярье.
– В Интернете я выкладывала ориентировки пропавших школьников, раскидывала их по разным группам, – рассказывает моя собеседница. – Было много откликов. Нам писали, что встречали подростков то там, то здесь. А как оказалось позже, они сразу убежали за пределы области. Нам позвонил дальнобойщик, который рассказал, что видел их на трассе. Выяснилось, что все это время они жили в Подмосковье в каком-то заброшенном строении. Московские полицейские их обнаружили, а мончегорские – за ними выезжали. Домой ребята попали только в середине сентября.
Во время поисков сбежавших подростков в Заполярье как-то сам собой сформировался актив неравнодушных людей, которые позже и создали у нас отряд «Поиск пропавших детей «МурманСпас».
Медлить с заявлением нельзя
Поначалу об отряде и его деятельности в Мурманске никто не знал. Увидев информацию о том, что кто-то пропал, Ольга Кононенко звонила в полицию, предлагала помощь, говорила о том, что может собрать людей на поиски либо распространить ориентировки. Первое время на звонки реагировали с недоумением: кто вы и что вам нужно? Но потихоньку дело двигалось. В 2015 году отряд подписал соглашение о сотрудничестве со Следственным комитетом области, потом со следственным управлением на транспорте. И вот уже несколько лет они бок о бок ищут людей. Волонтеры начинают поиски только после того, как будет подано заявление о розыске в полицию.
– Без этого искать не будем, без согласия полиции и родственников не имеем права распространять информацию в Сети, – говорит Ольга Кононенко. – Вот на прошлой неделе Мухина искали. К нам обратилась его дочь, она сообщила, что Юрий Станиславович пропал 27 сентября по дороге в Карелию. В среду в 13.30 мужчина сел в такси в Мурманске, и с тех пор о его местоположении ничего не было известно. Мы отправили ее писать заявление в полицию, и только после этого приступили к поискам.
Волонтеры подняли сводки ДТП, мурманские и карельские, – нигде машина мурманчанина не фигурировала. Запустили ориентировку в Интернет, передали информацию на рации дальнобойщикам. В итоге выяснилось, что северянин поехал не в Пудож, как изначально предполагалось, а в Водлу.
– Я нашла в «ВКонтакте» группы этого населенного пункта, закинула туда ориентировки, и пошла обратная связь, – разъясняет детали поиска Ольга. – Мне рассказали, что в пути у мурманчанина сломалась машина, из-за чего он вынужден был сделать длительную остановку. А как только он легковушку починил, сразу же двинулся дальше. Только вот позвонить домой и сообщить о задержке в дороге он не догадался. И весь путь, сколько он ехал обратно в Мурманск, мне все звонили и писали, мол, видели его на таком-то километре, едет по направлению на север. Хотя мы уже давно его нашли и ориентировки удалили. Его не было четыре дня, дочка с женой здесь с ума сходили. Нужно приучать своих родных – куда бы ни поехали – звонить и сообщать о том, что с тобой все в порядке. А если уже человек пропал и не выходит на связь, медлить нельзя, сразу же начинайте искать.
Сначала нужно успокоиться и трезво подумать – где может быть пропавший человек? Затем обзвонить всех его родных, друзей и знакомых, и, если нет никаких следов, сразу же идти в полицию.
– Заявление в полицию имеет право подать любой человек, не обязательно быть родственником или выжидать три дня, как думают многие, – говорит волонтер. – Причем, если нет возможности идти в полицию, можно просто позвонить по телефону 02 и рассказать о случившемся. Сотрудники приедут, все оформят и сразу же начнут действовать. Важно ничего не утаивать. Часто близкие пытаются скрыть какие-то, как им кажется, нелицеприятные подробности о жизни потерявшегося, умалчивая об определенных его склонностях. Этого делать нельзя, потому что любая мелочь может помочь найти человека. Зная его привычки и привязанности, места, где любит бывать, проще напасть на след.
Детский паспорт
Мурманск – тихий город. Основная масса ребят, которых у нас ищут, это «бегунки»-подростки, которые сами уходят из дома или из приюта.
– У нас нет, слава Богу, такого, чтобы ребенка украли или убили, как в других регионах, – рассказывает Ольга Кононенко. – Последний случай помню в 2010 году, когда школьницу изнасиловали, тогда весь город стоял на ушах, но вот уже семь лет все тихо. А «бегунки» нам уже почти как родные, мы их всех знаем, потому что убегают, как правило, одни и те же. Если разыскивается ребенок, мне звонят из отдела полиции по делам несовершеннолетних, и мы начинаем распространять ориентировку – клеим объявления по городу, кидаем в соцсети. Когда нужно, ходим по большим торговым центрам, потому что они там часто отсиживаются, ползаем по подвалам и чердакам – в зависимости от того, где человек пропал. Бывает, когда ребенок сбежит в первый раз, родители, находящиеся в шоке, даже не могут точно назвать его приметы. Поэтому мы рекомендуем на каждого ребенка составлять детский паспорт безопасности. Запишите, на каком месте у вашего сына или дочки шрамы и родинки, цвет глаз и волос и так далее. Особенно когда отправляете детей в отпуск с бабушками-дедушками. В случае беды им труднее всего собрать волю в кулак и вспомнить все в деталях. Руководитель поискового отряда в Томске, организуя поиск, перед выходом в лес всегда фотографирует волонтеров на телефон. Говорит, так спокойнее. И выходя со своими детьми на природу – тоже их фотографирует, чтобы знать, во что дети одеты и чтобы с собой было самое актуальное фото. Многие не хотят перестраховываться, боятся накликать беду. Но детский паспорт – не лишний. Пусть дома хранится. Особенно если дети куда-то выезжают без родителей.
Квадрокоптеры не пришли на помощь
С тяжелым сердцем Ольга вспоминает поиски утонувших этим летом в Кольском заливе подростков. Сдав последний экзамен, трое девятиклассников возвращались после школы домой в Дровяное. Увидев свисающую с моста веревку, один из мальчишек зацепился за нее и хотел спуститься к воде, но сорвался. Второй парень прыгнул за ним в воду и попросил третьего вызвать спасателей.
– Все мы в таком возрасте были безрассудными, я сама все детство на стройке провела, ну не подумали они, чем это может обернуться, – рассказывает Ольга. – В результате обоих унесло течением. Первого мальчишку нашли через восемь часов – тело прибило к лесопилке. А второго долго искали, народ собирали через Интернет, созванивались, смотрели по таблице, когда отлив, и прочесывали залив. Чаще на поиски выходили вечером, многие после работы приезжали. Школьники приходили, но я их домой отправляла, говорила, пусть берут с собой родителей и тогда присоединяются к поискам. Нам отводили определенную часть территории. Мы при отливе искали, от берега очень далеко уходили, и у нас было буквально два часа, а потом вода начинала прибывать, ноги вязли, скользили по камням, «подсасывало» сильно. Естественно, все поиски велись со спасателями, они координировали нашу работу. Экстренные службы искали мальчика с помощью катера и вертолета. Мы пытались привлечь к поискам мурманских владельцев квадрокоптеров. Я писала им, что мы готовы оплатить аренду, скинемся сами или объявим сбор, но никто не откликнулся. Поиски второго мальчика длились больше месяца. Мама ходила 24 часа в сутки вдоль залива и не верила, что он погиб. Тело мальчика обнаружили аж в районе города Снежногорска, на выходе в море.
Дети помогут
Актив отряда состоит из 7–8 человек, которые организуют поиски «потеряшек» по области. Но в случае большой беды они поднимают на поиски сотни людей.
– Если надо, мы объявляем сбор в Сети, – рассказывает Ольга Кононенко. – Плюс к этому у нас есть много анкет от жителей Заполярья, готовых помочь расклеить листовки или подвезти волонтеров до места поиска. Бывает, нам пишут молодые мамочки, у которых дома грудные дети, они всегда готовы распространять информацию в Интернете, помогая нам в поисках. Надо сказать, большинство волонтеров у нас – это девушки. Даже когда выходим на поиски в поле, у нас один мужчина обычно примерно на двадцать женщин. В поиске мне все помогают, когда нужно. Муж – отвезти-привезти. Дети, а у меня их трое, всегда листовки расклеят. Соседские мальчишки и девчонки все меня знают. Я им дам пачки листовок, клей, скотч – и уверена, что все окрестности будут заклеены нашими объявлениями.
У Ольги есть большая мечта – она хочет побывать на слете волонтерских поисковых отрядов и перенять их опыт.
– Я хочу свою собаку обучить поиску людей, – говорит Ольга, – поучиться картографии, чтобы правильно размечать районы поиска в лесу, спасательному делу, мы же можем корочки получить и заниматься этим более профессионально. Нужно же помогать. Пока ребенок на улице, с ним может случиться все, что угодно. Я не могу спокойно мимо чужой беды пройти.
Как стать волонтером
В отряде «МурманСпас» всегда рады новым волонтерам. Если вы хотите помогать в поисках пропавших в Мурманске и в области, нужно заполнить анкету по ссылке https://vk.com/topic-76622510_36013091. В случае необходимости с вами обязательно свяжутся.
Если у вас кто-то пропал, звоните круглосуточно
8-911-339-89-41, 8-911-311-70-20 и пишите в группу https://vk.com/murmanspas51.
Важнейшие факторы, которые влияют на положительный результат поиска, – это скорость получения информации о пропавшем, скорость разворачивания поисковой операции и слаженность действий всех участников операции – МВД, МЧС, добровольцев.
ПРОШУ МЕНЯ НЕ ИСКАТЬ
Сейчас в розыске у отряда находится 23 человека. Где они – непонятно. По словам волонтеров, нередко бывают случаи, когда разыскиваемые сами из дома уходят. Как-то обратилась в отряд молодая женщина, мать четверых детей. Сказала, что муж вышел из дома, и больше его не видели. Семья очень хорошая, приличная, но никто не знает, что у человека на душе. Нигде не могли найти мужчину. А через месяц он сам вернулся и сказал, что провел все это время где-то в средней полосе, потому что ему нужно было подумать и переосмыслить себя.
Надежда ТУРЛОВА.
turlova@vmnews.ru
Фото из архива группы «МурманСпас».