В наступившем учебном году в школьной программе появится новый предмет, станет больше проверочных работ и в образовательные учреждения Мурманска вновь приглашают психологов.
Здравствуй, Вселенная
Каких-то революционных изменений в учебном процессе в этом году не предвидится. Но без нововведений, конечно, не обойдется. Так, у старшеклассников добавится один предмет – астрономия, ее снова ввели в учебную программу.
– Такое решение было принято летом, – рассказала начальник отдела общего образования комитета по образованию города Мурманска Светлана Корнева. – Наше региональное министерство образования и науки издало соответствующий приказ 14 августа. Сейчас в стране идет поэтапный подход к введению нового предмета в школах, есть федеральные методические рекомендации, разъяснения. Следует отметить, что в Мурманске грамотные преподаватели физики всегда на уроках выделяли время для астрономии. Теперь ее будут преподавать отдельным курсом – в общей сложности он займет 35 часов, то есть по одному часу в неделю. В Мурманске, как и во всем регионе, с января 2018 года этот предмет появится у десятиклассников, они продолжат его изучать и в первом полугодии
11-го класса. Таким образом, ребята пройдут полный курс. А уже в 2019 году школьники будут писать Всероссийские проверочные работы по астрономии, задания по ней появятся и в ЕГЭ. До конца этого года будет решен вопрос о приобретении учебников. При необходимости преподаватели пройдут курс повышения квалификации.
Не так страшна контрольная
С этого учебного года увеличится количество участников Всероссийских проверочных работ (ВПР), добавятся и дополнительные предметы. Так, помимо учащихся 2-х, 4-х, 5-х и 11-х классов ВПР предстоит написать и шестиклассникам, а к предыдущему списку предметов добавится обществознание и география в 6-м классе, иностранный язык – в 11-м.
Кроме того, добавятся и национальные исследования качества образования (НИКО) по биологии и химии для десятых классов, по литературе и мировой художественной культуре – для 6-х и 8-х.
– Во Всероссийских проверочных работах участвуют абсолютно все школы, а в Национальные исследования оценки качества попадают от 5 до 15 учреждений в отдельных регионах, это случайная выборка, – поясняет Светлана Корнева. – В Мурманске в этом году НИКО по химии и биологии напишут десятиклассники Академического и Политехнического лицеев, лицея № 2 и кадетской школы. В заполярной столице школьники в целом показывают уровень знаний выше среднего по области. А по некоторым отдельным предметам – выше среднего по России. То есть качество образования у нас соответствует стандартам. Сейчас мы готовимся к проверочным работам во 2-х и 5-х классах, они пройдут уже в октябре. Ничего страшного в них нет, это уровень обычной контрольной. Самое главное, о чем мы всегда говорим и детям, и родителям, – результаты ВПР и НИКО не влияют на перевод из одного класса в другой, на годовые отметки, получение аттестата. Они необходимы для того, чтобы посмотреть, какие возможные пробелы есть в знаниях, чтобы было время подтянуться и полноценно подготовиться к итоговой государственной аттестации в 9-х и 11-х классах.
По-прежнему допуском к сдаче единого государственного экзамена для выпускников остается итоговое сочинение. Темы сочинений официально уже объявлены: «Цели и средства», «Верность и измена», «Смелость и трусость», «Равнодушие и отзывчивость», «Человек и общество».
Если выпускник получит неудовлетворительный результат за сочинение, то ему будет предоставлена возможность переписать работу.
Психологи возвращаются
Учеба в школе – это не только уроки и домашние задания. В своем коллективе ребята учатся общаться, переживать проблемы, радоваться удачам и достижениям. В подростковом возрасте бывает сложно справиться с чувствами и эмоциями, у детей нередко теряется контакт с родителями, учителями. А порой и с реальностью, когда ребенок уходит в выдуманный им виртуальный мир. И это может привести к непоправимым последствиям. Еще на слуху недавняя трагедия с захватом заложников учеником московской школы, история с малолетним стрелком из Ивантеевки.
Вовремя понять, услышать ребенка должны взрослые, в том числе педагоги-психологи.
– Из 50 общеобразовательных учреждений в Мурманске 40, то есть основная масса, обеспечены педагогами-психологами, – отметил председатель комитета по образованию города Мурманска Василий Андрианов. – В десяти школах они отсутствуют. Во многом это связано с региональными нормативами финансирования, то есть, фонд заработной платы не каждого учреждения позволяет иметь в штате такого сотрудника. Проблемой становится и отсутствие специалистов с достаточным опытом, чтобы им можно было доверить психологическое сопровождение детей. Сегодня порой выпускники вузов, которые приходят устраиваться на должность педагога-психолога, имеют жизненный опыт меньший, чем у тех детей, с которыми им придется работать.
Только с согласия родителей
Сложившаяся проблема уходит корнями в 2010 год, когда под лозунгами оптимизации системы образования в первую очередь «проехались» по учебно-вспомогательному персоналу, куда попали в том числе логопеды и педагоги-психологи. Не многие уже помнят, что было время, когда в каждой мурманской школе работал логопункт. Потом специалистов «оптимизировали», проще говоря, – сократили. Сейчас пришло понимание того, что это были преждевременные и необдуманные шаги, нужно специалистов возвращать. Но профессионалы, которых в 2010 году «попросили на улицу», потеряли доверие к системе образования. Те, кто имеет большой стаж, опыт, знает основы работы с детьми, в том числе из социально неблагополучных семей, не стремятся обратно в школу. Кто пойдет работать в учебное заведение, если через год снова может оказаться на улице с ненужной для отрасли специальностью?
– Мы стараемся решить эту проблему, – продолжает Василий Андрианов. – Приглашаем на работу молодых специалистов, с ними обязательно беседует руководитель образовательного учреждения, он оценивает уровень подготовки потенциального сотрудника. Спектр задач, которые берет на себя педагог-психолог, большой. По различным методикам, в виде тех же тестов, он получает информацию об эмоциональном состоянии ребенка. Кроме того, психологи создают необходимое эмоционально-психологическое равновесие накануне итоговой аттестации. Плюс эти специалисты работают не только с детьми, но и с семьей в целом, если возникает такая необходимость. Но бывают и свои сложности: школьный психолог может войти в семью, только если родители захотят, чтобы ребенку оказывались соответствующая помощь, сопровождение. И если у них самих есть желание пообщаться со специалистом. К сожалению, так бывает не всегда. Не все родители готовы к контакту.
Юлия ЗАБЛОВСКАЯ.
zablovskaya@vmnews.ru
Фото из архива редакции.
Если вы хотите улучшить свои знания в той или иной области, предлагаем вам позаниматься с репетитором. Вы сможете найти репетитора здесь. Это уникальный сервис по подбору репетитора. Найдите своего репетитора. Реклама