Прошедшая зима выдалась в Мурманске особенно снежной. Многие управляющие компании к ней не были готовы, а потому снег из дворов убирался несвоевременно. Из-за этого спецтехника компаний, ответственных за вывоз мусора, не могла подъехать к контейнерным площадкам и выполнить свою работу. Подобная безответственность – прямое нарушение договора управления. Стоит ли терпеть такое пренебрежение со стороны управляющих компаний? Ответ подскажут в муниципальном учреждении «Новые формы управления».
Работа спустя рукава
– Наиболее часто встречающимися нарушениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства со стороны управляющих организаций являются неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по содержанию общего имущества многоквартирных домов, одностороннее увеличение платы за содержание жилого помещения, неверное начисление жилищно-коммунальных платежей, – рассказал заместитель директора НФУ Александр Раев.
Безусловно, самым распространенным нарушением со стороны управляющих организаций является ненадлежащее оказание услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества: несвоевременное устранение аварий на инженерных сетях, некачественная уборка придомовой территории, подъездов, несвоевременный вывоз мусора, невыполнение работ по ремонту кровель, межпанельных швов, стояков водоснабжения и т. д.
Акт для факта
Для защиты собственников помещений в многоквартирных домах от нерадивых «управленцев» законодатель предусмотрел возможность снижения размера платы за содержание жилого помещения, если управляющая организация оказывает некачественные услуги.
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в соответствующем акте. Этот акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения.
Акт о нарушении качества или о превышении установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, предусмотренном ст. 104–113 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В случае отказа управляющей организации в добровольном порядке выполнить перерасчет потребуется обращаться в суд с соответствующим иском.
Бесплатная защита
– Также в судебном порядке возможно обязать управляющие организации выполнить необходимые работы по содержанию и ремонту общего имущества дома, – добавил Александр Раев. – Законодательство РФ и в этом случае на стороне граждан, поскольку на взаимоотношения собственников помещений с управляющими организациями распространяются положения Закона «О защите прав потребителей», согласно которому потребители признаются более незащищенной стороной в таких спорах. Необходимость доказательства выполнения всех работ в полном объеме и надлежащего качества возлагается на управляющие организации.
Неоспоримым плюсом является тот факт, что потребители жилищных и коммунальных услуг освобождаются от уплаты госпошлины при подаче искового заявления в судебные органы.
Как рассказали в НФУ, мурманчане в своей борьбе за комфортную жизнь идут до конца. В прошлом году специалисты учреждения подготовили для граждан 215 исков в суд. С начала 2017 года – еще 172 заявления. Горожане обращаются в суд из-за подтоплений, случившихся по причине неисправной канализации, залитий квартир из-за прохудившихся кровель, некачественного ремонта подъездов, сломанных лестниц. Во всех этих случаях за возникшие неудобства ответственность несет управляющая компания. Но если ей об этом не напомнить, то проблемы решатся не скоро.
Здесь помогут
В случае необходимости получения консультаций по вышеуказанным вопросам, а также безвозмездной юридической помощи для подготовки искового заявления в суд жители многоквартирных домов города Мурманска могут обратиться в МКУ «Новые формы управления» по адресу: город Мурманск, Кольский просп., 129/1, каб. 410, 411, 412, телефон 52-16-33.
Антонина БЕРЕЖНОВА, Елена ГРИБОВА.
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.