Будущее за Интернет-торговлей. Это факт. Уже сегодня купить в Сети можно одежду, бытовую технику, электронику, мебель, продукты. Скоро в этот перечень войдут даже лекарства. Но, несмотря на все преимущества онлайн-покупок, многие россияне все еще считают их рискованными. Надо сказать, не без оснований.
Обманули на миллионы
Недавно в Москве пресекли деятельность преступной группировки, которая занималась мошенничеством в особо крупном размере. Аферисты публиковали в Сети объявления, предлагая продажу пользующиеся спросом дорогостоящие товары с существенной скидкой. Например, колеса для престижных иномарок. Желающим их купить предоставлялись электронные реквизиты с указанием расчетного счета организации. После поступления денег на счет дельцы обналичивали их в банкоматах и переставали отвечать на электронные письма и телефонные звонки. Во время обыска у мошенников нашли печати различных организаций и многочисленные банковские карты, открытые на подставных лиц.
На удочку мошенников попались 106 заказчиков, а сумма ущерба оценивается в 23 миллиона рублей. Получается, в среднем каждый обманутый покупатель заплатил за недоставленный товар почти 220 тысяч рублей.
Но гораздо чаще на липовых сайтах продаются вполне обычные товары повседневного спроса вроде чайников, кофемолок или кроссовок. Тут мошенники берут не ценой, а массовостью. Справедливо рассуждая, что с относительно небольшой денежной потерей обманутому гражданину смириться легче и он вряд ли станет заявлять куда следует.
Спасительное «.ru»
Большинство Интернет-покупателей вполне довольны своими покупками. Тем не менее, приобретая что-то «на расстоянии», не зная и не видя ни продавца, ни его товар, мы каждый раз рискуем. Как избежать проблем при виртуальном шопинге, советуют специалисты регионального управлении Роспотребнадзора.
– Лучше, если название сайта, на котором совершается покупка, будет заканчиваться на «ru». Дело в том, что для регистрации домена в этой зоне нужно заключать договор, указав паспортные данные или реквизиты организации, – отметила заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Мурманской области Татьяна Опря. – На сайте должны быть указаны наименование юридического лица и его адрес. Еще одним признаком «правильного» магазина является наличие полных реквизитов, форума или гостевой книги.
А вот низкие цены на торговых Интернет-площадках, по мнению специалистов ведомства, должны насторожить.
Также в Роспотребнадзоре советуют совершать дистанционные покупки на сайтах, где предлагается как минимум два способа оплаты – курьеру и безналичный расчет через банк. Один из самых распространенных в России вариантов расчета за товар – наложенный платеж – постепенно сдает свои позиции. Покупатели отказываются от него из соображений экономии, не желая платить за услуги почты, продавцы – из-за нерадивых покупателей.
Другой вариант оплаты товара – через электронные кошельки – наоборот, становится все более популярным. В России работает несколько десятков таких электронных систем, правда, лидерами в этом списке можно считать только четыре. Но прежде чем переводить реальные деньги в виртуальные, стоит внимательно изучить отзывы о таких кошельках. При возникновении проблем у пользователя, к примеру, неполучении оплаченного товара, службы техподдержки некоторых платежных сервисов остаются безучастными к их разрешению.
Право на отказ
– При дистанционной покупке потребитель имеет право отказаться от товара в любое время до его передачи, – говорит Татьяна Опря. – После получения товара у покупателя на это есть семь дней. Если же продавец не представил информацию о порядке и сроках возврата покупки, вернуть товар можно в течение трех месяцев.
Как обычно, возвращается тот товар, который не был в употреблении. При этом нужно представить документ, подтверждающий факт и условия его покупки – чек или выписку об операциях по банковской карте.
Возврат товара ненадлежащего качества, то есть бракованного, даже если он куплен в Сети, ведется по общим правилам, установленным Законом «О защите прав потребителей». Деньги на счет покупателя продавец должен перечислить в течение 10 дней, за исключением суммы, потраченной на доставку товара.
К слову, в этом году в законодательстве появились изменения. Теперь граждане, потребительские права которых нарушены, должны попытаться сначала самостоятельно решить свои проблемы с продавцом. Роспотребнадзор будет подключаться и проводить внеплановую проверку только после того, как заявитель докажет факт обращения к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу за защитой или восстановлением своих прав.
Правозащитники новую норму критикуют. Ее главным недостатком считается то, что, обратившись к продавцу, покупатель фактически предупреждает его о последующей проверке. И тот вместо устранения нарушения может просто принять меры для его сокрытия. А вот в Роспотребнадзоре такое нововведение считают стимулом для повышения правовой культуры потребителей.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото из открытых Интернет-источников.