Как сэкономить время на формальностях
Испытание межсезоньем
Выпавший первый снег - еще не зима. Но для автолюбителей это верный знак приближающегося "дня жестянщика". Не стать его героем относительно просто: надо вовремя сменить летнюю резину на зимнюю, ездить с оглядкой на состояние дороги, следить за скоростью и резко не тормозить. Однако практика показывает, что даже соблюдение всех мер предо-сторожности не оградит на все сто процентов от небольших, так называемых стыковых, аварий на дорогах. И тогда… Тогда без составления протокола о дорожно-транспортном происшествии не обойтись.
Что можно, а что нельзя
Кто хоть раз, попав в ДТП, ждал на месте прибытия наряда дорожной полиции, наверняка помнит, как долго тянется это время. Впрочем, его можно потратить куда продуктивнее. Уже несколько лет, попав в "стыковку", многие предпочитают пользоваться европротоколом. Так на языке автолюбителей коротко называется особый вид составления документа о дорожно-транспортном происшествии, при котором участие инспекторов ГИБДД вовсе не обязательно. Более того, участники аварии могут покинуть место происшествия. Но не во всех случаях.
- Как всегда, участник аварии обязан немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию и на положенном расстоянии от своего транспортного средства выставить знак аварийной остановки, - напоминает старший инспектор по исполнению административного законодательства ОБ ДПС ГИБДД по Мурманской области капитан полиции Сергей Гринчук. - Водители не должны перемещать на проезжей части любые предметы, имеющие отношение к происшествию.
А дальше, исходя из требований оформления европротокола, действия участников аварии зависят от специфики дорожного происшествия. Если имеются пострадавшие, погибли или получили ранение люди, то такое ДТП оформляется только сотрудниками ГИБДД. В этом случае алгоритм действий участников аварии прост: срочно на место вызывается наряд инспекторов и все участники аварии ждут его прибытия.
Не ждем инспектора
Теперь о том, как следует поступать, если в аварии нет пострадавших, участника ДТП только два, у обоих есть полисы ОСАГО, а ущерб автомобилю не превышает 50 тысяч рублей. Таких ДТП на дорогах города - большинство. Но многие из них в состоянии вызвать настоящий паралич движения на долгие часы. Оформление европротокола позволяет избежать пробок и заторов.
- Документы о незначительных происшествиях в определенных случаях могут быть оформлены без участия сотрудников полиции, - продолжает Сергей Гринчук. - Для этого вполне подойдут бланки извещений о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В подобных ситуациях правила дорожного движения обязывают водителей освобождать проезжую часть в случае ДТП без пострадавших, если движению других транспортных средств создается препятствие. Важное условие: перед тем как убрать машины с дороги, водители должны зафиксировать на фото или видео положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.
Если повреждения автомобилей незначительны и у водителей нет никаких материальных претензий друг к другу, они могут не оформлять аварию и не уведомлять о ней полицию. Но договориться между собой участникам аварии удается не всегда. Тогда им надо сообщить о ДТП в полицию и, если потребуется, приехать на ближайший пост ДПС или подразделение полиции для оформления документов.
Протокол в режиме онлайн
Но скоро и европротокол может стать архаикой. Минтранс подготовил проект поправок в законодательство, который предлагает установить правила автоматической передачи страховщику данных об аварии, если автомобиль оборудован специальным устройством, автоматически фиксирующим дату, время, координаты местоположения, скорость и ускорение транспортного средства. Обязательное условие - прибор должен передавать данные страховщикам в режиме реального времени.
Предполагается, что при ДТП "умная коробочка" зафиксирует необходимые параметры, водитель через специальное приложение "ДТП-европротокол" сфотографирует место происшествия и отправит снимки, а дальше - дело за страховой компанией, которая должна заняться урегулированием убытка.
Аналогичные конструкции уже работают со спутниковыми охранными системами. Но в нашем случае разговор идет о серийном продукте. В идеале машина должна быть оснащена одним устройством, которое бы фиксировало крупное ДТП и автоматически вызывало спасателей и медиков, а при мелких авариях передавало информацию страховщикам для европротокола. Такой прибор будет иметь две кнопки: одну для крупной аварии, другую для европротокола.
Сейчас полным ходом идет доработка программного обеспечения идеи. По мнению президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, уже в середине будущего года начнется тестовое применение системы подачи аварийного сигнала.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
Фото пресс-службы УГИБДД по Мурманской области.