Конфликты в супермаркетах между охраной и покупателями заканчиваются в полиции и судах
Все мы посещаем крупные мурманские магазины. В некоторых у покупателей на выходе проверяют чеки на сделанные покупки, а иногда охранники предлагают показать покупателю содержимое сумки. Где пролегает тонкая грань между ущемлением личного достоинства человека и выполнением служебных обязанностей службы охраны? В ситуации разбирались журналисты "Вечернего Мурманска".
Никому ничего не должна!
В редакцию "Вечернего Мурманска" обратилась мурманчанка Светлана К. Женщина посчитала оскорбительным предложение сотрудников охраны одного из мурманских гипермаркетов показать содержимое своей дамской сумочки. Ведь она ничего не украла! После чего, по словам покупательницы, ей пришлось ждать в переговорной комнате сотрудников полиции, которых она сама и вызвала.
- Когда я оплатила купленные мной товары, ко мне подошли охранники для проверки чека. Далее мне было предложено тут же предъявить на досмотр мою дамскую сумку под предлогом, что в ней могут находиться "украденные" мной вещи, - говорит Светлана. - При этом ни понятых, ни кого-либо из администрации рядом не оказалось. После моего справедливого отказа я была задержана и препровождена в комнату охраны для дальнейшего разбирательства. После пятиминутного ожидания появилась сотрудница магазина, которая предъявила обвинение, что я якобы украла колготки. Так же, как и охранник, она предложила мне открыть сумку. При этом она не представилась, а на мое требование показать уличающую меня видеозапись или дать жалобную книгу отказалась в категоричной форме, заявив, что в их магазине уголок потребителя отсутствует. После моего отказа она удалилась, сообщив, что идет звонить в полицию. Просидев 20 минут "под арестом", я сама вызвала полицию. Прибывшие по звонку сотрудники полиции сняли с меня все необоснованные обвинения, и после моего письменного заявления с претензиями в адрес сотрудников гипермаркета я была освобождена. За эти полтора часа, кроме нескольких охранников, периодически меняющихся, никто из администрации магазина так ко мне и не вышел. Извинений я тоже ни от кого не дождалась. Зато охранники меня дружно убеждали, что каждый день они задерживают по 15 человек и "никто не жалуется".
После написания заявления в полицию покупательница обратилась в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области.
Работники ведомства побывали в гипермаркете. Там от администрации магазина они получили письменные объяснения по поводу этого случая. Оказалось, что книга отзывов и предложений находится у сотрудников информационного пункта и выдается по требованию потребителей. Ее проверяющим представили. Дальше выяснилось, что в гипермаркете в наглядном и доступном виде расположен стенд, включающий в себя всю необходимую информацию для потребителей, предусмотренную действующим законодательством в сфере защиты прав потребителей.
Мурманчанка намерена обращаться в суд с иском о защите чести и достоинства.
Попросили или потребовали?
В принципе у честного человека, оказавшегося в такой ситуации, есть выбор, как себя вести. Если нечего бояться, почему бы не выполнить просьбу сотрудника охраны и не показать содержимое своей сумки? Однако настойчиво требовать этого охранники гипермаркета не имеют права.
Если человек отказывается демонстрировать содержимое ручной клади, расценивая такую проверку как собственное унижение, он имеет законное право отказаться от осмотра.
- Контролеры, с одной стороны, должны пресекать хищения из магазинов, - прокомментировал ситуацию начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Мурманской области подполковник полиции Сергей Колбушков. - Но с другой - задерживать покупателей, а уж тем более удерживать их в каких-либо помещениях они не имеют права. Такое их поведение может рассматриваться как уголовное преступление, предусмотренное статьей 127 Уголовного кодекса Российской Федерации "Незаконное лишение свободы".
Что делать
Чтобы избежать возможных недоразумений с охраной супермаркета, можно следовать нескольким нехитрым правилам. Если вы совершили покупку ходового товара в другом магазине, упакуйте его при входе в торговый зал гипермаркета или оставьте в камере хранения.
Если нет, сохраняйте чек на покупку, чтобы подтвердить, что товар был приобретен совершенно в другом месте.
Если чека нет, можно подойти к сотруднику охраны перед тем, как войти в торговый зал, и показать товар, который вы намерены взять с собой. К примеру, часто возникают претензии к покупателям, которые заходят в торговый зал со своей бутылкой воды и кладут ее в карман куртки. Если возникнут вопросы на кассе, охранник подтвердит, что вы его заранее предупредили.
В ситуациях, когда охранники фактически задерживают человека и заставляют его в сопровождении куда-то идти, следует немедленно самому обратиться в органы внутренних дел для разрешения конфликта, а впоследствии и в органы прокуратуры для проведения соответствующей проверки.
Работа у нас такая…
У второй стороны конфликта - службы охраны гипермаркета - на ситуацию свой цепкий взгляд. Их задача - обеспечивать безопасность и пресекать воровство.
- В гипермаркете представлено более миллиона наименований товаров, - говорит начальник службы охраны гипермаркета (по его просьбе мы не называем имя и фамилию. - Прим. авт.). - На входе в торговый зал есть надпись, преду-преждающая, что в целях безопасности ведется видеонаблюдение. Но если возникает подозрение в воровстве, сотрудник охраны в корректной форме просит покупателя на выходе показать содержимое ручной клади. Если покупатель отказывается, мы приглашаем его в переговорную комнату. Согласитесь, некрасиво устраивать разбирательства в зале, где много посторонних. Там ждем приезда сотрудников полиции. Иногда ожидание может затянуться. При этом ведется видеозапись всего, что происходит в комнате для переговоров.
По словам руководителя службы охраны, только за один день работы супермаркета сотрудники охраны выявляют украденного товара на сумму от 5 до 15 тысяч рублей. Ими создана собственная база постоянных несунов. Но от этого любителей прихватить с прилавка то, что плохо лежит, меньше не становится.
- Заходят в примерочную, надевают новую одежду, срывают с нее аллармы (жесткую защиту), оставляют их вместе со старой одеждой. Меняют упаковку товара: более дорогой перекладывают в коробку из-под более дешевого, - перечисляет способы воровства руководитель службы охраны.
По наблюдениям сотрудников охраны больше всего замечены в воровстве несовершеннолетние и пожилые покупатели. В авоськах пенсионеров, как правило, "стражи прилавка" обнаруживают неучтенные продукты питания - начиная с мясных деликатесов, упакованных поштучно, и заканчивая куском масла.
- В душе мы прекрасно понимаем, что пенсия маленькая, а есть хочется. Если сумма на момент осмотра не превышает 2400 рублей (ущерб свыше этой суммы считается значительным и подпадает под действие УК), стараемся разобраться на месте. Предлагаем оплатить этот товар самостоятельно или просим позвонить родственникам, знакомым, которые могли бы сделать это, - говорит руководитель службы охраны. - Все чеки на такие "забытые" в сумках товары мы прилагаем к своим отчетам. Люди, конечно, в магазин приходят разные. К примеру, несовершеннолетний украл пачку сигарет. Пригласили родителей, думали, пусть узнают о вредной привычке своего ребенка. Но их это совсем не смутило. Признаться, такая реакция родителей нас очень удивила.
По словам руководителя охранной службы, профессиональный взгляд оператора видеонаблюдения сразу выхватит из толпы покупателей тех, кто пришел в гипермаркет не купить, а поживиться. Эта категория посетителей крупных магазинов часто носит с собой объемную ручную кладь, не берет корзины или тележки для покупок и долго кружит между витринами.
К ТЕМЕ:
Как отмечают специалисты, кражи в торговых точках стали для молодежи развлечением. Совсем недавно среди школьников появилась новая забава - шоплифтинг. Шоплифтинг - тихий вынос товара из розничного магазина, часто при этом снимаемый другими подростками на телефон или видеокамеру. Само понятие родилось в Америке в середине 1940 года вместе с появлением первых магазинов самообслуживания. Несовершеннолетние выносят из магазинов вещи, косметику, продукты, а затем хвастаются украденным в социальных сетях, выкладывают фотографии. Чем дороже трофей, тем больше поздравлений товарищей, одобрения, "лайков".
Валерий СЕРЕБРЯКОВ, Оксана ГУРОВА.
Если вам нужны отчетные документы за гостиничные услуги во время командировки, но они были утеряны или вы попросту решили немного сэкономить, вы можете приобрести готовые чеки тут. Быстро и недорого.Реклама