Если считать официальным стартом нового капитализма в России приватизацию 1992 года, то мы живем в условиях рынка целых 25 лет. А если отсчет вести от закона «О кооперации» 1987 года, то элементам капитализма в нашей экономике вообще 30 лет. При бешеном темпе современной жизни – огромный срок. За столько лет, как говорится, можно и зайца научить курить. Поколение полностью сменилось!
Это раньше, при власти КПСС, все кругом было народное, и все кругом было наше, как пелось в песнях. А при капитализме, как совершенно правильно учили бородатые основоположники, коренной вопрос в том, чья собственность и кто посредством этой собственности получает прибыль.
Но оказывается, эти прописные истины до сих пор не усвоены не только псевдожурналистами, но и (что просто изумительно!) некоторыми министрами правительства Мурманской области.
Деревянные мысли
Итак, несколько дней назад по электронным СМИ начала кочевать слезливая весть: мол, злобные городские власти выселяют автобусный вокзал как социально незначимый. Этот фейк (если выражаться модно по-западному) или дешевую феньку (если говорить на родном площадном диалекте), конечно же, запустило главное агентство фейков «СеверПост». Это-то как раз не удивительно. Как писал Алексей Толстой о Буратино – деревянная голова, короткие деревянные мысли...
В их изложении история такова. В Мурманске есть некий «мурманский автовокзал», которому «больше полувека» (читатель смахнул первую слезу). А администрация города выгоняет автовокзал из занимаемого помещения, чтобы открыть там очередной коммерческий магазин (читатель задохнулся от возмущения).
Если писать правду, то придется долго разбираться в бесконечно изменяющихся финансово-договорных отношениях. Это сложно и скучно. Лучше спровоцировать людей на созвучии названий, привычных старшему поколению. Это как одна из ведущих газет страны до сих пор называется «Комсомольская правда», хотя ВЛКСМ и след простыл. Или в Мурманске до сих пор именуют остановку «Магазин «Океан», хотя там его давно нет.
Но странно, что таких элементарных вещей не знает региональный министр транспорта и дорожного хозяйства Дмитрий Соснин, выступивший в истории с этой фейковой новостью в роли комментатора.
И не верится, что Дмитрий Соснин ляпнул по незнанию. У него-то в отличие от некоторых псевдожурналистов с головой и мыслями вроде бы все в порядке. А если он комментирует не по незнанию, а сознательно вводит население в заблуждение, то напрашивается догадка: есть у него в этом какой-то скрытый интерес. Но догадки к протоколу не пришьешь, поэтому интерес министра Соснина больше трогать не будем. А всю историю с якобы «мурманским автовокзалом» последовательно проследим.
Кассы в уголке
Еще в 90-е годы бывшее социалистическое автобусное хозяйство области было раздербанено и приватизировано. И с тех пор в природе не существует никакого «мурманского автовокзала».
Кстати, «городского автовокзала» в Мурманске сейчас не может быть в принципе, потому что по современным требованиям городской автовокзал – это обязательно отдельное здание плюс масса нормативных требований. И первый этаж жилого дома на улице Коминтерна, будь он на самом деле вокзалом, сразу был бы закрыт федеральными надзорными органами (этого не может не знать министр транспорта Дмитрий Соснин).
Еще тогда, в 90-е, результате раздела собственности междугородные пассажирские автобусные перевозки достались известному предпринимателю Андрею Варзугину (ООО «ПАО Мурманскавтотранс») и группе учредителей помельче. Варзугин учредил дочернюю фирму ООО «Мурманский автовокзал» (директор сейчас – Олег Ушаков), основная уставная деятельность которой – перепродажа билетов на рейсы междугородных автобусов.
По мере становления в стране нормальных рыночных отношений в 2005 году городская администрация заключила договор аренды с ООО «Мурманский автовокзал» сроком на 10 лет. Договор истекал 31 декабря 2015 года.
Фирмачи сперва хотели приватизировать эти помещения, где располагались билетные кассы. Но город им отказал, так как Андрей Варзугин со своими компаньонами – частники, и никакого отношения к социальным проблемам Мурманска не имеют. Например, Варзугин учредитель еще кучи всяких фирм: ООО «Омнибус», ООО «Заполярное АТП», ООО «Арктик-Автотранс», МРОД «За безопасные дороги».
А если учредители, приватизировав помещения в самом центре города, решат, что им больше не выгодно там торговать билетами? К этому вся жизнь ведет: все меньше и меньше остается людей, которые тащатся покупать билеты в кассу, тогда как это можно сделать с любого телефона или компьютера. Да и организовать продажу билетов прямо в автобусе – никаких проблем.
И главное. В арендуемых у города помещениях лишь малая часть фирмачами была отведена под торговлю билетами и небольшой зал ожидания. А основная площадь была сдана в субаренду кафе, магазинчикам, ларечникам и т. д.
Суд да дело
Больше с предложением продлить аренду фирмачи в администрацию Мурманска не обращались, смутно намекая на неких высоких покровителей, которые все проблемы решат.
Но то ли покровители оказались не столь влиятельны, то ли транспортные фирмачи их возможности завысили, но 17 декабря 2015 «дочка» Варзугина всполошилась: до конца 10-летней аренды осталось 14 дней! А в дальнейшем по закону муниципальные помещения должны предоставляться хозяйственным субъектам только на основании торгов. В администрацию Мурманска поступило срочное письмо от директора компании Ушакова – дайте нам муниципальные преференции на выкуп помещения. Городские власти, может быть, опять бы пошли фирмачам навстречу, но Управление федеральной антимонопольной службы запретило предоставлять ООО «Мурманский автовокзал» такие льготы.
Компания продолжала занимать помещение на улице Коминтерна. В марте 2016 года последовало еще одно обращение в антимонопольную службу. Но фирмачи опять получили отказ. Почему? А потому, что антимонопольщики совершенно справедливо не нашли никакой социальной составляющей в деятельности ООО «Мурманский автовокзал». И указали: дескать, вы просто перепродаете автобусные билеты фирм Андрея Варзугина сотоварищи. А большая часть арендуемых помещений сдана вами в субаренду различным торгашам. То есть, по-простому говоря, вы обыкновенные рыночные барыги. Ну и где здесь социальная составляющая?
По российским законам городские власти если бы и хотели продлить аренду именно этой фирме, то не имели бы такого права, поскольку ООО «Мурманский автовокзал» не входит в перечень социально значимых объектов (и этого тоже не может не знать министр транспорта Дмитрий Соснин!).
По закону город должен передать помещения другому субъекту, который включен в перечень «соцзначимых», а если таких предприятий два или больше – устроить торги.
Как положено, городская власть за 3 месяца транспортников предупредила, что 16 мая 2016 года аренда прекратится. Но частная компания снова никуда не выехала, продолжая почти бесплатно эксплуатировать муниципальную собственность. Более того, директор Ушаков подал в суд на администрацию по поводу своего выселения с занимаемых площадей. И все суды проиграл. Последний – областной арбитраж 21 сентября этого года. Не увидел суд в деятельности ООО «Мурманский автовокзал» никакой социальной значимости.
Смутные сомнения
И сейчас, когда дело ушло к судебным приставам и встал вопрос о принудительном выселении, обиженные частники подняли волну, подключив псевдожурналистов и министра транспорта Дмитрия Соснина.
Поэтому в заключение все тот же вопрос. Как Интернет-агентство в эту историю попало – всем понятно. Они, как дети, всякую гадость без проверки тащат в рот. А вот каким боком сюда министр транспорта затесался? Или Дмитрий Соснин вдруг профессионально деградировал и мгновенно поверил во всю эту слюнявую чушь – ах, городской автовокзал, ах, 50 лет помещение занимали, ах, бессребреников-транспортников выселяют?
Или разгадку столь трогательной любви к частным транспортным предприятиям надо искать в каком-то другом интересе? И не потому ли именно этим частникам стараниями министра транспорта Дмитрия Соснина ушли многомиллионные бюджетные субсидии, которые раньше выделялись на поддержку муниципального транспорта в Мурманске?
Как говорил герой классической кинокомедии: «Меня опять терзают смутные сомнения: у Шпака магнитофон, у посла медальон…».
P.S. Как нам стало известно, до конца года билетные автобусные кассы планируется разместить в соседнем здании. ООО «Мурманский автовокзал» планирует выкупить в доме на Привокзальной, 2 помещения, принадлежащие РЖД, и разместить там свои билетные кассы. Как видите, при желании решить проблему сразу и деньги нашлись, и помещение по соседству. Спрашивается, зачем надо было нагнетать страхи и будоражить население?
Дмитрий МАЛЫШЕВ.
malyshev@vmnews.ru
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.