О мурманском пассажирском транспорте можно слагать легенды. Наши троллейбусы занесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые северные в мире. Несмотря на постоянные спуски и подъемы по сопкам и трудные условия работы в Заполярье, они ходят точно по расписанию, как часы. Такое редко встречается даже в теплой и равнинной средней полосе России. И именно в наших троллейбусах первым в России появился беспроводной Интернет – позже опыт начали перенимать другие регионы. За десятилетия существования предприятия многое изменилось, машины стали оснащать транзисторной системой управления, а пассажирские салоны делают более удобными и комфортными. На остановках появились электронные табло, отсчитывающие время до прибытия следующего маршрута. Предприятие взяло под свое крыло и мурманские автобусы. Но главное – благожелательное отношение к пассажирам и качественная работа всегда остаются фирменным знаком «Электротранспорта».
Музейные раритеты
В АО «Электротранспорт» бережно относятся к свидетельствам истории предприятия. Здесь создан музей, где по стенам развешаны старые фотографии, хранятся различные дипломы, благодарственные письма, первая форма водителей и кондукторов, а за стеклом размещены макеты троллейбусов. Есть мини-копия и того самого первого троллейбуса – ЗИУ-5, который 55 лет назад первым прошел по мурманским улицам, здесь же висит и фото его водителя – Владимира Киселева, более 40 лет проработавшего на предприятии. Здесь можно увидеть и снимок первого детского троллейбуса.
– Это свидетельство интересного эксперимента, – рассказывает директор АО «Электротранспорт» Сергей Коробков. – В 80-е годы, когда население Мурманска приближалось к полумиллиону жителей, мест в детсадах не хватало. И многие горожане вынуждены были возить своих малышей в дошкольные учреждения, расположенные далеко от дома. Вот тогда и запустили необычные детские троллейбусы.
Пара ярко оформленных электролайнеров принимала на борт только детей с родителями, чтобы они без нервотрепки и давки могли доехать до детсада. Работали на этих машинах очень веселые водители, объявлявшие остановки с шутками да присказками.
Спутник пришел на помощь
Вот уже много лет на мурманском предприятии работает новейшая спутниковая система навигации. С ее помощью можно отслеживать, соблюдает ли водитель интервалы движения и не выбивается ли из графика. Кроме того, она позволяет общаться с диспетчером как по голосовой связи, так и используя готовые текстовые сообщения. Например, если на пути следования троллейбуса произошло ДТП, водителю достаточно нажать соответствующую кнопку, чтобы моментально донести информацию об этом центральному диспетчеру.
Для пассажиров введение навигационной системы полезно тем, что теперь, сидя дома у своих компьютеров, или со смартфона на сайте troll51.ru в режиме реального времени можно следить за тем, где находится в данный момент троллейбус или автобус нужного вам маршрута. Это особенно удобно для общественного транспорта с большими интервалами движения. Более того, пассажир, пользуясь системой, может выбрать себе обычный или низкопольный троллейбус и выйти на остановку именно к его приходу. Система показывает даже автомобильные номера общественного транспорта, это будет полезным, если вы, выйдя из троллейбуса, вдруг вспомните, что в салоне что-то забыли. Тут же в Интернете можно посмотреть номер уходящей машины, позвонить на предприятие и попросить связаться с кондуктором. А затем уже забрать свою вещь в бюро находок «Электротранспорта».
Свободнее в салонах – теснее на дорогах
Многие мурманчане работают на предприятии почти всю жизнь. Вот Михаил Знаскевич пришел сюда 40 лет назад. Он помнит еще те времена, когда в Мурманске транспорт ходил битком набитый.
– По 19-му маршруту, например, рабочие ехали в рыбный порт. Как с конечной утром отправлюсь, проеду одну-две остановки – и столько народу набьется в салон, что на следующих остановках даже двери не открывались. А «десятка» везла людей на 35-й СРЗ – там столько людей работало, что автобус полностью заполнялся на одной остановке, – вспоминает водитель. – Сейчас многие пересели на личные авто: в салонах общественного транспорта свободнее стало, зато теснее на дорогах.
Нина Петровна Кирияк работает кондуктором почти 20 лет – с того самого момента, когда в 1998 году в троллейбусах появились кондукторы. Вспоминает, что проезд тогда стоил два рубля. Кондукторам выдавали билеты, напечатанные на узких полосках бумаги, и их было очень неудобно хранить и переносить в сумках. Тогда некоторые кондукторы сами склеивали эти полосочки таким образом, чтобы можно было из них смастерить катушку. Позже подобные катушки запустили в производство, и все стали ими пользоваться.
Александра ИВОЛГИНА.
gazeta@vmnews.ru
Фото автораи из архива редакции.
Если в вашем автомобиле есть кондиционер, то вы наверняка знаете, что это устройство нуждается в регулярном обслуживании и заправке. Очень часто объем фреона пишутся на табличке расположенной в подкапотном пространстве. Но если этого нет, то мы вам расскажем сколько фреона для автокондиционера необходимо использовать. Ведь установка правильной температуры кондиционера это отличный способ снизить энергопотребление.
Реклама.