Летом 2011 года мне довелось принять участие в съемках фильма с рабочим названием «Сибирь». Для меня, как для журналиста, это был, безусловно, полезный опыт. Картину снимали немцы, которые сочли, что Мурманск и окружающая его природа подходят на роль Сибири. С той поры я совершенно не интересовался судьбой фильма. И только на днях узнал, что он благополучно вышел на экраны еще в 2012 году, но с немного другим названием – «Как назло Сибирь». Эта информация появилась в книге мурманчанина Дмитрия Ермолаева «Мурманское кино». Много лет назад он увлекся темой заполярного Голливуда и по крупицам собирал информацию о снятых на Кольском полуострове фильмах.
Сдувая архивную пыль
– C написанием этой книги я наконец снял с себя груз, который нес несколько лет, – говорит Дмитрий Анатольевич. – В основе книги – аксиома «Все любят кино». Она подтверждается теми многочисленными встречами в разных уголках Мурманской области, на которых я рассказывал о мурманском кино. Она подтверждается тем, что изобретение братьев Люмьер с момента своего появления в 1895 году по-прежнему востребовано. Я – не исключение и тоже люблю кино. В 2008 году, придя на работу в Государственный архив Мурманской области, узнал, что здесь есть фонд фирмы «Киносервис», наследницы областного управления кинофикации. Я захотел написать историю кино в нашей области. В мурманских СМИ опубликовал пять статей и решил, что тема закрыта.
Однако работая с другими архивными документами, читая подшивки старых газет, Ермолаев постоянно натыкался на новые данные. Причем количество новой информации можно сравнить с лавиной. И в итоге буквально через месяц после публикации последней статьи стало ясно, что он рано радовался. Тогда-то и было решено продолжить изучение истории кино на Мурмане.
– За 2008–2011 годы я опубликовал уже сорок статей, – говорит Дмитрий Ермолаев. – И снова решил, что тема закрыта. И опять поторопился. Информация продолжала копиться. Тогда появилась мысль о книге. Но и теперь, когда работа над ней завершена, у меня нет уверенности, что тема закончена.
Почему Кольский полуостров столь полюбился кинематографистам?
– Главная причина – близость к киноцентрам, Москве и Санкт-Петербургу, – считает Дмитрий Анатольевич. – Разнообразие ландшафтов, которые позволяют снять здесь натуру Сибири, Дальнего Востока, Чукотки, Колымы, Аляски и даже Украины. Туда лететь дорого, но то же самое и с гораздо меньшими затратами можно снять у нас. На Кольском полуострове есть и горы, и равнины, и даже пустыня, если вспомнить Кузоменские пески. Кроме того, имеет значение наша история, в первую очередь – военная. У нас снято множество фильмов о событиях Великой Отечественной войны.
127 Или больше?
В книге Дмитрия Ермолаева есть список 127 фильмов, снятых на Кольском полуострове. В него вошли только те картины, в которых мурманский след можно подтвердить документально. Но многие группы приезжали на Кольский полуостров, чтобы подснять какие-то мелкие детали, общие планы. Понятно, у нас они проводили всего лишь несколько дней, которые нигде зафиксированы не были. Поэтому, как считает Дмитрий, до полной истории «мурманского кинематографа» еще далеко.
Книга «Мурманское кино» построена по кинематографическому принципу. Содержание разбито на эпизоды, а внутри каждого эпизода – своеобразные текстовые кадры с подзаголовками. Книгу эту можно не только читать, но и смотреть. Она очень богато иллюстрирована. Есть фотографии актеров, режиссеров, стоп-кадры из фильмов, множество афиш. Помимо уже упомянутого реестра из 127 кинокартин автор опубликовал карту Мурманской области, где рядом с названием населенного пункта идет список фильмов, снятых непосредственно в этом месте. Правда, по признанию самого Дмитрия Анатольевича, он не полный. Пусть так, но зато все показано очень наглядно. Например, в Мурманске снимались такие известные фильмы, как «Путь к причалу», «17-й трансатлантический», «Случай с Полыниным» и другие. Кировск стал съемочной площадкой для легендарных фильмов «Семеро смелых» и «Начальник Чукотки», а действие многих эпизодов знаменитого фильма «Морозко» Александра Роу разворачивалось под Оленегорском.
Что касается содержания книги, то, как говорит сам автор, он специально выстраивал его так, чтобы читатель не уставал читать про одно и то же. Эпизод, рассказывающий про несколько фильмов, сменяется эпизодом про одну картину, затем идет описание работы над документальными проектами, отдельная глава посвящена мурманчанам, снимавшимся в «немурманских» картинах, и так далее. Такой способ компоновки более привычен кинематографу, чем литературе.
Полуостров чудес
Книга Дмитрия Ермолаева пересыпана рассказами о забавных происшествиях, так или иначе связанных со съемками. Например, при работе над фильмом «Ночь перед Рождеством» в 1961 году, для съемок эпизода, где Вакула несет черта, был специально выбран девственно чистый снежный склон одной из хибинских возвышенностей. И на-до же было такому случиться, что по это-му склону прямо к группе съехали лыжники. Они увидели сверху, что киношники что-то снимают, людям стало интересно и они рванули вниз. Через склон пролегла лыжня, так что снимать в тот день стало невозможно. День насмарку.
Другой случай произошел после съемок фильма «Путь к причалу». В Тюва-губе стоял пароход, сыгравший в фильме роль списанного судна «Полоцк». На нем остался крупнокалиберный пулемет, который местные мальчишки сняли, перенесли на берег и установили в пещерку, находившуюся прямо под маяком.
– Они даже пытались достать к нему патроны, – рассказывает Дмитрий Анатольевич. – С этой целью пацаны нанесли визит на склад боеприпасов одной из воинских частей, но патроны не подошли по калибру. С этого времени все суда, входившие в Тюва-губу, делали это под прицелом пулемета. Так продолжалось до тех пор, пока кто-то из моряков не разглядел в бинокль «огневую позицию» мальчишек. Вызвали пограничников, которые не только обезвредили точку, но и «взяли в плен» весь «расчет». Дело закончилось крупным разговором с родителями.
Загадки остаются
В процессе работы над книгой Дмитрию Ермолаеву пришлось решать немало загадок.
– Например, в «Полярной правде» за декабрь 1939 года я прочел заметку о съемках фильма «Гость», – рассказывает Дмитрий Анатольевич. – Даже была картинка: человек в меховой одежде замахивается кинжалом на другого, лежащего на снегу. Но фильма с таким названием не только не выходило на экраны, его даже не было в перечне снятых. Я сначала предполагал, что название сменилось. Все оказалось интереснее. Фильм рассказывал о деятельности японского шпиона. Но затем в силу целого ряда политических причин, которые здесь описывать долго, руководство СССР решило не показывать его широкой публике. Он пролежал на полке до начала 2000-х годов, пока не был продемонстрирован на фестивале архивного кино «Белые столбы».
Но вот разгадать загадку фильма «Белый камень» Дмитрию так и не удалось. О нем говорится в рассказе Павла Лукницкого «Олени бегут», опубликованном в «Полярной правде». Фильм посвящен событиям гражданской войны.
– Хотя «Олени бегут» – художественное произведение, но у меня сложилось впечатление, что рассказ о фильме «Белый камень» взят из реальной жизни. Однако найти каких-либо его следов мне так и не удалось, – говорит Дмитрий Ермолаев.
«Мурманское кино» – это не только рассказ о фильмах, но и своеобразный взгляд на историю нашего края. Ведь любой процесс, в том числе и кинематографический, не может быть оторван от реалий жизни. Они проступают везде – от выбора темы картины до бытовых условий эпохи.
Остается только пожалеть, что эта интересная и умная книга издана тиражом всего 500 экземпляров. Поэтому тем, кто хочет ее прибрести, я могу пожелать только удачи.
Андрей КИРОШКО.
kiroshko@vmnews.ru
Фото автора
и Льва ФЕДОСЕЕВА.