Если какого-нибудь иностранца спросить о Мурманске и Кольском крае, его познания, скорее всего, ограничатся общими фразами и мифами о гуляющих повсюду белых медведях. Конечно, в современном мире границы и расстояния значат все меньше и люди все больше узнают о других уголках мира во многом благодаря Всемирной паутине, а еще – фильмам. Так случилось с Териберкой, ставшей всемирной знаменитостью после «Левиафана». Но и Мурманск уже давно путешествует по экранам планеты и вызывает у зрителей самый пристальный интерес и… аплодисменты. Во всяком случае, так нередко происходит с картинами мурманского режиссера Ярослава Ломакина.

На фестивальной волне

Список фестивалей и конкурсов, где короткометражные фильмы Ярослава Ломакина были показаны и завоевали награды, впечатляет. Благодаря его лентам Мурманск увидели не только в разных регионах нашей страны, но и в Румынии, Израиле, США. Были даже Канны, где фильм заполярного режиссера показали в детской киношколе. Последним на сегодня пунктом путешествия кинокартин стала Венгрия, где не так давно фильм «Просоленный нрав» получил диплом фестиваля. К слову, более «мурманский» фильм придумать сложно – он снят у нас, нашим режиссером и по произведению нашего земляка Алексея Полуботы.

Стремление работать с местным материалом, в том числе с местными авторами – одна из основных особенностей творчества Ярослава Ломакина. По рассказу Полуботы был снят еще один фильм – «Тряпка». Обе картины участвовали в фестивале «Северный характер», а «Тряпка» в рамках одноименного марафона еще и проехала по всей нашей области, ее показали во время Ночи российского кино в Норильске.

Мурманская поэтесса Екатерина Яковлева – автор стихотворения-сценария и героиня фильма «Стану деревом», а также короткометражки «Бабочка». Эта картина получила приз за лучшую операторскую работу в украинском Херсоне и попала в показ престижного фестиваля «Точка в бесконечной Вселенной».

– С Херсоном была занятная история, – рассказал режиссер. – У нас там было представлено несколько работ. Поскольку дело было в непростом 2014 году, российские фильмы организаторы негласно решили не показывать. Но потом вдруг оказалось, что участников не хватает и все наши ленты все-таки взяли. Причем показывали их одну за другой, а разные роли в них играл один актер. И вскоре зрители каждое появления этого актера в новом амплуа встречали дружными аплодисментами.

 

Трамплин для земляков

С местными авторами и актерами режиссеру проще работать, к тому же и фильмы получаются более гармоничными. Но помимо этого Ярослав, работая с земляками, преследует еще одну важную цель – помочь мурманским талантам обрести известность. И это у него получается. Кроме популярности в узких фестивальных кругах такой пиар приносит и более реальные плоды.

– Желание работать с мурманскими авторами, писателями, музыкантами, вместе популяризировать заполярное творчество пришло к нам постепенно, – говорит Ярослав. – Так появилось «Добровольное отключение» по повести Василия Рябкова. Неоднозначная работа, показавшая наши как сильные, так и слабые на тот момент стороны. Собственно, благодаря ей студия и обрела свой стиль. Интересно, что бюджет у фильма был соизмерим со стоимостью пачки макарон, а в результате появившиеся поклонники помогли с покупкой оборудования – просто потому, что увидели в нас потенциал.

Но еще более важным итогом режиссер считает то, что группа «IsTerra», написавшая музыку к картине, а после снявшаяся в клипе, быстро обрела популярность.

– Ребята уехали в Москву, Володя Николаев, фронтмен группы, теперь работает в «Агате Кристи». Дружим с ним до сих пор, он дает нам разрешение на использование его музыки в нашей работе, – рассказал Ярослав.

 

Эпические веяния

Пока в портфолио киностудии «Скальная, 20», возглавляемой Ломакиным, в основном короткометражные фильмы, хотя и очень разные. Это и «страшилки» («13 страшных историй на ночь», «Апельсиновые корки-убийцы»), и лирические миниатюры по произведениям местных авторов, и даже попытки работать с классикой, как в «Ожидании чуда», вольной трактовке Горьковского «Буревестника». На более крупные форматы, по словам режиссера, пока не хватает возможностей.

Но стремление к этому есть, и в этом направлении даже сделан первый шаг. Минувшим летом Ярослав с коллегами провел две недели на Терском берегу, снимая его неповторимую природу, сцены из жизни поморов. Сейчас заканчивается работа над документальным фильмом об этой удивительной земле.

И есть все основания предполагать, что Беломорье, как и Мурманск, станет достоянием зрителей разных стран.

 

Илья ВИНОГРАДОВ.

Фото Татьяны ВОРОН и из архива Ярослава ЛОМАКИНА.


Если вы хотите смотреть самые последние новинки современного кинопроката, настоятельно советуем вам заглянуть на портал www.xochyfilm.ru/. Здесь вас ждет большая подборка последних новинок и не только. 
Реклама.