Уникальная возможность посетить филиал 35-го судоремонтного завода АО «ЦС «Звездочка» представилась школьникам и журналистам благодаря тому, что СРЗ присоединился к всероссийской профориентационной акции «Неделя без турникетов».
Всем по каске
Официально фото- и видеосъемка на территории завода запрещена, да и пройти туда можно только со специальным пропуском через КПП. Для всех посетителей проводится инструктаж по технике безопасности, выдаются каски. Несмотря на название акции, через турникет все-таки пришлось пройти всем.
– Мурманская область активно участвует в данном мероприятии, чтобы популяризировать профессии инженерно-технической направленности, – рассказал Антон Дубовицкий, заведующий отделом гражданско-патриотического воспитания и социальных инициатив областного центра дополнительного образования «Лапландия». – До судоремонтного завода учащиеся посетили уже «Почту России». Мы запустили областной профориентационный проект «Полигон-PRO» для знакомства с различными востребованными специальностями. Ребята посетят областную больницу имени Баяндина, ПИНРО, судоремонтный завод «Нерпа», Оленегорский и Ловозерский ГОКи. Надеемся, что это поможет им определиться с выбором будущей профессии.
А в подарок – втулка
Первым делом школьники отправились в заводской музей, чтобы познакомиться с богатой историей предприятия. Все экспонаты коллекции поместились в одну комнату, однако среди них можно было обнаружить настоящие раритеты! Например, телетайп – предшественник современного факса, фрагмент мягкой обшивки подводной лодки «Курск» и осколок мины, попавший в кабинет одного из руководителей завода во время Великой Отечественной войны.
После исторического экскурса школьников ждала поездка на автобусе по объектам 35-го СРЗ, во время которой им рассказали, что завод может не только ремонтировать, но и строить корабли. В свое время было собрано два корпуса судов для Голландии. Некоторые заказы мурманский завод принимает только благодаря тому, что есть специалисты с золотыми руками, способные выполнить сложнейшие работы, от которых другие предприятия отказываются. Подростков познакомили с некоторыми из них. Лучшие сотрудники поведали о своей карьере и специфике работы во время экскурсии по одному из цехов завода. Несмотря на то, что девочек было больше, чем мальчиков, все с интересом слушали инженера, такелажника и начальника конструкторского бюро. Школьникам рассказали о пути, который проходит любая деталь и механизм от идеи до реального воплощения, и дали возможность попробовать себя в роли конструктора.
– Мне было очень интересно. Не знаю, свяжу ли я жизнь с технической специальностью, но мне понравилось строить чертеж, – сказала Татьяна Спиридонова. – В школе у нас черчения нет, только геометрия, но для первого раза вроде получилось неплохо. Мне подарили втулку и сказали попробовать вручную построить на бумаге чертеж, а потом прислать по электронной почте.
Я бы на завод пошел, пусть меня научат
Спустившись из конференц-зала в цех, школьники удивились, как мало там людей. Сопровождающие объяснили, что почти все рабочие утром получают задания и уходят на весь день ремонтировать корабли. Поэтому в огромном цехе, разделенном на несколько участков, за станками трудились всего несколько десятков человек.
– Мы впервые участвуем в этой акции и стараемся показать все, что не запрещено государственной тайной, – рассказал Андрей Михайлов, заместитель директора по персоналу филиала «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка». – То, что нельзя показать вживую, показываем на видеороликах и презентациях. Средний возраст наших рабочих сейчас 47 лет, поэтому молодежь нужна, чтобы заменять уходящих на пенсию. В апреле мы в числе первых стали участниками проекта Общероссийского народного фронта «Стажировка РФ». Размещаем вакансии в Интернете, студенты проходят у нас практику, и лучших мы трудоустраиваем.
По словам Андрея Михайлова, попасть на завод можно даже без опыта работы. В последние три года ряды судоремонтников пополнили люди, имевшие техническую специальность, но работавшие не по профессии. Вспомнив, чему их учили, некоторые из них стали отличными специалистами. Работа на заводе тяжелая, но интересная. Каждый день поступают новые задания, новые корабли, нуждающиеся в разнообразных видах ремонта.
Из воды – на сушу и обратно
Кульминацией экскурсии стало посещение сухих доков, построенных в 1940 году. Хотя технологии постройки судов за 77 лет значительно изменились, размеры доков позволяют принимать все действующие военные корабли Северного флота, кроме тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий». С 1941 по 1945 год судоремонтникам часто приходилось переоборудовать рыболовецкие суда в военные, а в мирное время сухие доки используются в основном для очистки и окраски корпуса судна. Специальная краска спасает металл от коррозии, придает гладкость поверхности и не позволяет кораблю обрастать водорослями. Конечно, не обошлось без вопроса: «А как корабль стоит на киле и не падает?». Школьникам подробно и понятно рассказали о процессе установки судна в док. Это долгая филигранная работа целой бригады мастеров своего дела.
На память ребята получили сертификаты об участии в акции «Неделя без турникетов» и посещении стратегически важного завода.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.