В три часа дня в школьных коридорах непривычно тихо. Основные уроки закончились, девчонки и мальчишки разбежались кто по домам, кто по секциям и факультативам. Но для учителя русского языка и литературы мурманской школы № 31 Натальи Анисимовой, как и для большинства ее коллег, трудовой день в самом разгаре. На рабочем столе - семь аккуратных стопок тетрадей, которые обязательно надо проверить, потом подготовиться к занятиям на завтра. И так практически ежедневно. Для одних это обыденная рутина, для Натальи Петровны - любимая профессия, дело всей жизни.
Пришлось поволноваться
Совсем недавно в заполярной столице прошел традиционный ежегодный конкурс "Учитель города-2014". Его участниками стали 22 педагога - 15 опытных учителей и 7 дебютантов - из восемнадцати школ, гимназий и лицеев. В течение двух недель они представляли свое мастерство в номинациях "Педагогический поиск" и "Педагогический дебют", общались с детьми и родителями, проводили мастер-классы. В этом году конкурсантов ждало и новое задание - надо было представить свой собственный Интернет-сайт или страничку. По итогам всех этапов профессионального состязания его абсолютным победителем стала преподаватель русского языка и литературы школы № 31 Наталья Анисимова.
- В таком масштабном конкурсе, как "Учитель города", я участвовала впервые, - рассказала Наталья Петровна. - До этого пробовала свои силы на уроках педмастерства, которые проходили в феврале, тогда же жюри порекомендовало направить меня на "Учителя города". Очень волновалась, на подготовку ушло почти три месяца. Больше всего боялась этапа, к которому нужно было подготовить и представить свой сайт, так как для меня это было совершенно новым занятием. На деле все оказалось не так сложно, но интересно. Это своего рода портфолио учителя, оно обязательно пригодится в дальнейшем.
Как отмечают участники профсостязания, одними из самых непростых заданий являются импровизированные классные часы. На одни приглашаются родители, на другие - дети. Сложность в том, что и те, и другие конкурсантам не знакомы, поэтому за отведенное для урока время надо успеть не только познакомиться, но также наладить контакт.
- Действительно непросто, - согласилась и Наталья Анисимова. - Не знаешь, к кому ты идешь, как тебя воспримут. Проводится же не обычное собрание. Буквально перед самым классным часом и детям, и родителям предлагаются темы для обсуждения на выбор. Они определяются, и уже через минуту надо быть готовой строить диалог. Мне в этом отношении повезло, родители оказались активными, выбрали интересную и актуальную тему "Карманные деньги: за и против". Нам было о чем поговорить: давать ли деньги, если да, то с какого возраста и какую сумму, контролировать ли, на что дети их тратят. Время пролетело незаметно, едва уложились в срок. В итоге нашли пути решения, пришли к общему выводу, что деньги давать надо, но при этом учитывать несколько условий. Допустим, не выкладывать крупную сумму сразу, а понемножку, чтобы у ребенка была какая-то цель, например, накопить на что-то. Не стоит жестко контролировать, на что он тратит карманные деньги, иначе у ребенка не будет от них никакой радости. Знать, конечно, надо, но делать это мягко и тактично. Кстати, эту же тему для своего классного часа выбрали потом и дети, значит, этот вопрос актуален для многих семей.
Оценка на двоих
"Наталья Петровна строгая, но справедливая, мы ее очень любим", - слышать такие слова от своих учеников приятно каждому педагогу.
- Я знаю, что дети меня любят, - улыбнулась моя собеседница. - Я это вижу, чувствую и отвечаю им взаимностью. Но на уроке все же стараюсь не расхолаживаться, порой надо проявлять и строгость. Самое главное, озадачить ребят, дать им интересную работу, чтобы им самим хотелось что-то искать, достигать цели. При таком подходе ребенок сам добывает знание, а учитель - его помощник. Приходится иногда и двойки ставить, но я всегда говорю, что эта двойка и мне тоже, вообще, любая оценка не только для ученика, но и для нас обоих. Ведь результат учителя - в успехе ученика. Если оценка неудовлетворительная, значит, есть и моя недоработка.
Хочу, могу и буду
По признанию Натальи Анисимовой, стать учителем русского языка и литературы она хотела практически с начальной школы. Родом из Омска, там же она окончила педагогический университет и провела свои первые самостоятельные уроки в качестве педагога.
- Я с самого начала чувствовала, что дети ко мне расположены, мне удается привлечь их внимание, - призналась Наталья Петровна. - В этом отношении проблем не возникало, к тому же помогла хорошая практика во время учебы. Буквально с первых уроков поняла, что я хочу, могу и буду работать учителем. Тогда мне достались 9-11 классы, я была ненамного старше ребят, так что с полгода они меня испытывали. Пришлось дать понять, что я не их ровесница, а преподаватель, которого надо слушать. Постепенно нашли общий язык, и все было нормально. Вообще, считаю, что с любыми детьми можно договориться и даже до самых закрытых и сложных учеников можно достучаться. У меня, например, был один мальчик, который при любой неудаче впадал в уныние, очень расстраивался, бросал работу. Пыталась сначала проявлять к нему какую-то строгость: мол, давай, соберись! Практически безрезультатно. Долго обдумывала ситуацию, что же делать, и решила подойти с другой стороны: лишний раз успокоить, сказать теплые слова. И это стало действовать. Так что можно наладить контакт, но хочу отметить, что в воспитании ребенка обязательно должны принимать участие и родители, мы должны быть объединены в этом процессе. Тогда добьемся хорошего результата, чтобы наши дети росли не только умными людьми, но и высоконравственными личностями.
Все надо успеть
Глянув на часы, понимаю, что уже достаточно долго задержала мою собеседницу, тем более у нее еще кипа непроверенных тетрадей, а дома, как любую женщину, ждут семейные хлопоты. И родным людям - мужу и двоим детям - тоже надо уделить внимание.
Фирменное блюдо от "Учителя города-2014" Натальи Анисимовой
Домляма по-узбекски
В большом казане обжарить куски мяса, посолить, поперчить, добавить специи. На мясо слоями выложить лук, морковь, помидоры, картофель, а сверху - разрезанный на куски маленький кочан капусты. Все это залить водой, закрыть крышкой и тушить на небольшом огне 1,5-2 часа.
- Да, тетрадки - ежедневная обязанность, - уловив мой взгляд, кивнула Наталья Петровна. - С утра шесть уроков до 15 часов, потом сажусь за проверку. 75 тетрадей - стабильно, плюс контрольные, самостоятельные работы. Стараюсь закончить к шести вечера, потом бегу в садик за дочкой, идем с ней на танцы. Старший сын, ему девять, после школы занимается каратэ, добирается сам. В девять вечера, когда дети ложатся спать, начинаю готовиться к следующему дню, подбираю материалы для уроков. Либо стараюсь один из выходных дней полностью посвятить подготовке на неделю вперед.
Как ни удивительно, при таком плотном графике у Натальи Анисимовой остаются силы на любимые занятия. Она поет, причем с детства, раньше даже участвовала в фольклорных ансамблях. А еще прекрасно готовит, особенно удаются вторые горячие блюда. Есть среди них и фирменное, которое обожает вся семья.
Юлия ЗАБЛОВСКАЯ.
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.