Сто страниц истории к 100-летию Мурманска
Окончание. Начало в номере за 29 ноября
Самое важное -мнение мурманчан
В конце лета 1961 года на улицах областного центра появился автобус с надписью "Студия "Мосфильм" и табличкой на лобовом стекле "Путь к причалу". Снимался фильм, копия которого хранится ныне в Государственном архиве Мурманской области, на протяжении двух лет. Одним из главных мест, где шла работа над картиной, стала заполярная столица.
- В Мурманске я побывал еще в прошлом году вместе с автором сценария, - рассказывал 10 сентября 1961-го режиссер-постановщик ленты Георгий Данелия. - Мы знакомились с местами, где должны были вести съемки, на два месяца выходили в море на пароходе "Леваневский", были на полярных станциях. Все это пригодилось при теперешних съемках нового фильма, которые мы выполняем с большой душой и желанием. Мы обязательно привезем для премьеры новую кинокартину в Мурманск, где нас так тепло встречают и оказывают большую помощь в нашей работе. Мнение мурманчан о нашем новом кинофильме будет для нас самым интересным и самым важным.
Для ознакомления жителей края с сюжетом будущей ленты "Комсомолец Заполярья" опубликовал отрывок из рассказа Виктора Конецкого "Путь к причалу", который лег в основу ее сценария. Самый драматичный момент, когда главный герой рубит буксирный трос, обрекая себя и своих товарищей на возможную гибель ради того, чтобы тащивший их спасатель успел на помощь другим морякам, описан в нем так: "Росомаха рубил буксирный трос обыкновенным пожарным топором. Рубить было трудно. Наконец из-под топора сыпанули искры: лопнула первая прядь. Свистящий круг понесся по тросу к острому огоньку впереди - гакобортному "Колы". Прядь раскручивалась. Больше можно было не мучиться. Росомаха швырнул топор за борт. Оживление покинуло боцмана. Тягучие мысли о себе, своей судьбе вновь вернулись и мучили. Только сейчас Росомаха до самого конца понял совсем простую вещь - разве простил бы сын, узнай он о малодушии своего отца, узнай он, что Зосима Росомаха дорожит своей шкурой больше, чем жизнью многих людей, больше, чем старыми русскими моряцкими законами. Никогда бы не простили ему этого ни сын, ни Мария. И чего он так долго решался, когда все равно никакого другого решения для него, Зосимы Росомахи, сегодня быть не могло?..".
В предисловии к отрывку газета сообщала, что мосфильмовцы уже отработали на острове Кильдин и заканчивают трудиться в море - на судне аварийно-спасательной службы, на буксирных судах транспортно-буксирного флота Мурманского рыбного порта "Стерегущий" и "Смелый". Вместе с профессиональными актерами снимались и мурманские моряки - члены экипажа "Смелого": боцман Анатолий Арсентьевич Плюснин, кок Василий Дмитриевич Захарчук, матросы Александр Чужмаров, Владимир Ковтун и Василий Липатов. Продолжились съемки в Мурманске. Некоторые из случившихся тогда в заполярной столице историй Данелия припомнил в опубликованной в 2003 году книге "Безбилетный пассажир".
ПАРТБИЛЕТЫ НА СТОЛ
"В Мурманске по плану было намечено первой снимать сцену на набережной. Выбрали точку. Красиво, вид на порт, на Кольский залив. Только в кадр попадал грязный покосившийся забор. И я попросил администратора Федорца, чтобы завтра на съемку пригнали автобус - закрыть забор от камеры… Утром на следующий день приехали на съемку - автобуса нет.
- Не дали, - объяснил Федорец…
Я попросил… позвонить Залб-штейну. Директором фильма "Путь к причалу" был Дмитрий Иосифович Залбштейн, осанистый пятидесятилетний мужчина с начальственным басом…
- Не снимайте! - завопил Залб-штейн. - Будет автобус.
Минут через сорок приехала милиция, а за ней начали подъезжать автобусы один за другим. Все прибывают и прибывают. Милиционеры спрашивают, где автобусы расставлять… а потом приехали два БТРа. Из башни одного торчала голова Залбштейна.
После звонка… Залбштейн помчался в обком партии к первому секретарю. Секретарша пыталась остановить его, но Залбштейн отодвинул ее и ворвался в кабинет. Там за длинным столом сидело человек двенадцать - шло заседание бюро обкома…
- Сидите? Не чешетесь? - заорал Залбштейн. - Хотите, чтобы мы очерняли советскую действительность? Не выйдет! Все партбилеты на стол положите!..
Пауза.
- В чем дело? - спросил первый секретарь. - Выражайтесь конкретнее.
Залбштейн выразился конкретно: автобус не дали.
Все облегченно вздохнули и заулыбались.
И тогда к нам отправили автобусы с городских маршрутов. А член бюро обкома командующий военным округом на всякий случай прислал два бронетранспортера, на одном из которых и приехал на съемочную площадку Дмитрий Иосифович Залбштейн".
Снимали и на улицах Мурманска, и в рыбном порту. Но больше всего - в торговом. Там работали над сценой проводов в море спасательного судна "Кола" и возвращения его из рейса. Там же запечатлели встречу с матерью одного из героев картины - юнги Васьки. Попали в кадр и мурманчане - грузчики и механизаторы торгового порта, участвовавшие в некоторых эпизодах. Судя по тому, что вспоминает Данелия, сниматься в кино мурманчанам понравилось.
РЕЖИССЕР! Я ВЕРНУЛСЯ…
"Между прочим. Как мы ни старались держаться подальше от государственных секретов, все равно никак не могли их избежать.
В тот день, когда Никита Сергеевич выступил с официальным заявлением, что на Кубе советских ракет нет, пошли мы в ресторан. Только сели, в другом конце зала поднялся человек и крикнул:
- Режиссер! Я вернулся, когда сниматься будем?
Я узнал его: этот моряк был у нас в массовке в очереди у пивного ларька.
- Опоздал, отсняли уже все сцены с массовкой, - крикнул я. - Надо было раньше приходить!
- Раньше не мог. Мы на Кубу ракеты возили!
А строжайшую государственную тайну - об испытании на Новой Земле атомной бомбы - мы узнали за две недели до взрыва…
Когда в центральных газетах появились опровержения слухов о новых испытаниях атомного оружия, на главной площади Мурманска, на доске объявлений среди прочих был прикноплен и такой листок: "Граждане туристы, в связи с непредвиденными обстоятельствами турплавания на Новую Землю переносятся на весну будущего года".
Главную роль, боцмана Зосиму Семеновича Росомаху, играл один из самых популярных в ту пору актеров - Борис Андреев. Известность его была настолько велика, что командующий Северным флотом выделил лично для Бориса Федоровича свой адмиральский катер. В фильме есть сцена: боцман, у которого вся жизнь прошла на кораблях, а на берегу ни кола ни двора, выпил с приятелем, вышел на берег и стал ногами бить волны. В Баренцевом море вода очень холодная, поэтому хотели снимать дублера. Андреев запротестовал: "Никаких дублеров, Росомаху играю я". Эту сцену снимали на острове Кильдин, и актер, пожилой уже человек, на пронизывающем ветру в мокрой одежде и без переодеваний два часа самоотверженно искал варианты. Сняли четырнадцать дублей.
В картине были задействованы и другие замечательные мастера экрана - Георгий Вицин, Любовь Соколова. Юнгу Ваську играл московский школьник Саша Метелкин, уже имевший, несмотря на молодость, солидный актерский стаж - участвовал в фильмах "Анна на шее" и "Военная тайна". Роль матроса Чапина досталась Валентину Никулину. Капитаном Гастевым должен был стать Марк Бернес. Но, увы, не сложилось.
- Марк снимался в фильме "Путь к причалу" у Данелия. И параллельно в Риге, - вспоминала жена Бернеса Лилия Михайловна Бернес-Бодрова. - И кто-то из группы Данелия прислал ему телеграмму, чтобы он срочно выезжал. А сроки Марк всегда оговаривал точно. И тогда он дал телеграмму: "Пьете - закусывайте". Я ему: "Марк, что ты делаешь?!". В результате его сняли с роли.
В итоге роль, предназначавшуюся Бернесу, в картине сыграл другой замечательный артист - Олег Жаков. А звучащую в фильме песню исполнил Валентин Никулин. Кстати, о песне у Данелии рассказ особый.
ЗАПЕЛИ ПЬЯНЫЕ, ЗНАЧИТ - ШЛЯГЕР
"На фильм "Путь к причалу" музыкальный редактор Раиса Александровна Лукина… порекомендовала пригласить молодого ленинградского композитора Андрея Петрова.
Он приехал - молодой, застенчивый. Я сказал ему, что срочно нужна мелодия песни…
Музыка была утверждена...
Песню записали, она нам нравилась, но мелодию никто не мог запомнить - ни члены съемочной группы, ни я сам. "Не будут петь, - понял я. - Ну и не надо. Главное - есть настроение".
Когда фильм был готов, мы повезли его в Мурманск и показали морякам. Ночью меня разбудило пение. За окном пьяные голоса нестройно выводили нашу песню: "Е-е-сли радость на всех одна, на всех и беда одна…".
Ну если пьяные запели, то это будет шлягер. Так оно и было".
Картина вышла на экраны в конце 1962 года и была по достоинству оценена зрителями. Хотя - не только ими. "Молодые и одаренные люди делали фильм, - писал в журнале "Искусство кино" маститый кинокритик Ростислав Юренев. - В фильме есть неровности, упущения, но не о них хочется думать, их можно не замечать, потому что в фильме так много подлинно тонкого, доброго, человеческого. Фильм будоражит воспоминания, манит к новому, незнакомому. Он романтичен и современен".
А еще "Путь к причалу" стал одним из самых "мурманских" фильмов отечественного кинематографа. И одним из самых любимых мурманчанами. Что, впрочем, неудивительно, ведь Мурманск - самостоятельный и полноправный персонаж этой замечательной ленты.
Дмитрий ЕРМОЛАЕВ,
сотрудник Государственного архива Мурманской области.