С 1 сентября российских автолюбителей ждут новые изменения в Правилах дорожного движения. В частности, станут дороже полиса ОСАГО и техосмотр. Автомобиль постепенно из средства передвижения снова может стать роскошью.
Штрафы по совместительству
С первого осеннего дня камеры автоматической фиксации «освоят смежную профессию». Они начнут выявлять автомобилистов, у которых нет при себе полисов ОСАГО. И выписывать штрафы еще и за это нарушение.
Об этом говорили два года. Но из-за отсутствия решений многих технических и юридических вопросов сроки постоянно отодвигались. Теперь названа окончательная дата. Сначала пилотный проект внедрят в Москве. Затем в случае успешного тестирования технологию обещают быстро распространить в регионы.
Сейчас штраф за отсутствие страховки составляет 800 рублей. На нем можно сэкономить ровно вдвое, заплатив деньги в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления. Многие автолюбители так и поступают, предпочитая ездить от штрафа к штрафу, не имея страхового полиса или пользуясь подделкой, что с юридической точки зрения то же самое. По оценкам экспертов, в России почти у шести миллионов водителей нет полиса ОСАГО и еще примерно у миллиона полис поддельный.
– Теперь такая уловка не сработает, – говорит мурманский автоюрист Юрий Баранов. – Отсутствие полиса проверит автоматика.
Как это будет происходить? Все машины, которые в течение дня попали под камеры, будут проверяться по итогам дня по базам РСА и ГИБДД. Эта проверка будет идти с некоторой задержкой по времени, потому что вновь проданный полис может не сразу появиться в информационной системе. Повторная проверка пройдет непосредственно перед выпиской штрафа. Первоначально обсуждался вариант, когда под проверку должны были попадать только автомобили – участники ДТП. Но затем Российскому союзу автостраховщиков и ГИБДД удалось найти удобный механизм, который позволит сделать проверку не выборочной, а сплошной. Проверять будут абсолютно все машины, проехавшие под камерами. За одни сутки автолюбитель без страховки может получить лишь один штраф за отсутствие полиса. И не больше. Помимо штрафа, других мер наказания за это нарушение не предусмотрено.
– Самым действенным способом не попасть в неудобную ситуацию на дороге является своевременная проверка полиса по базам Союза автостраховщиков, – продолжает Юрий Баранов. – И еще обязательно обращайте внимание на наличие в действующем полисе ОСАГО графы «Государственный регистрационный знак ТС». Отсутствие госномера в полисе может привести к появлению штрафов для водителей даже при наличии у них полиса ОСАГО.
Техосмотр под камерой
Еще одно изменение затрагивает правила прохождения ежегодного технического осмотра. Автолюбители со стажем еще помнят времена, когда эта процедура вызывала внутренний душевный трепет. Или когда народ перед техосмотром всеми правдами и неправдами искал или знакомого инспектора ГАИ, или другой путь прохождения ТО, сопряженный с минимизацией потери нервных клеток. Потом законодатель оградил МВД от не свойственной ведомству процедуры, отдав принятие очень серьезного решения о пригодности авто к участию в дорожном процессе практически в частные руки.
С одной стороны, бюрократических препон стало меньше. Но, с другой стороны, уровень контроля явно пошел вниз. И с годами серьезная процедура проверки технической исправности превратилась в пустую формальность. Некоторые предпочитают даже себя ею не обременять, покупая уже заполненные диагностические карты в Интернете. Мы проверили такую возможность. По нашему запросу поисковик выдал более ста адресов и телефонов, где этот документ можно получить по цене значительно более низкой, чем на официальных пунктах ТО. «И буквально через час», – уточнила барышня, ответившая по одному из выбранных телефонных номеров. Причем предъявления нашей машины хотя бы для беглого визуального осмотра не требовалось. Теперь, надо полагать, таким махинаторам хотя бы на время поставят заслон сразу с нескольких сторон.
– Во-первых, теперь за отсутствие ТО сам водитель будет нести более высокую ответственность, – уточняет Юрий Баранов. – Штраф за отсутствие техосмотра возрастет до 2000 рублей.
А во-вторых, косвенно отсутствие техосмотра смогут отслеживать и камеры видеофиксации, «заточенные» на выявление автовладельцев без полисов ОСАГО. Раз нет полиса, значит, и техосмотр не пройден. И тут снова штраф.
Не забыли и про станции ТО. Там теперь саму процедуру осмотра предлагается записывать на камеру и загружать в специализированную базу техосмотра. При необходимости запись может послужить подтверждением или опровержением факта техосмотра.
Опять же для станций техосмотра предусмотрены крупные штрафы за предоставление диагностической карты на неисправную машину, а за осуществление деятельности по выдаче диагностической карты без соответствующей аккредитации будет грозить уголовная ответственность.
Страсти вокруг тарифов
По-новому придется платить и за оформление страхового полиса. Банк России разработал комплекс мер по стабилизации ситуации на рынке ОСАГО. Их реализация пройдет в несколько этапов. В перспективе новации позволят перейти к применению индивидуального тарифа по ОСАГО в зависимости от опыта и качества управления автовладельцем транспортным средством.
«Ключевой акцент при проведении реформы будет сделан на защите прав потребителей и в первую очередь – интересов добросовестных автовладельцев. Сегодня ставка тарифа не учитывает профиль водителя, в новом подходе каждый водитель будет оцениваться индивидуально, получая скидки или надбавки», – считает заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин.
На первом этапе планируется актуализировать действующие тарифы за счет расширения тарифного коридора и изменения подходов к установлению ряда коэффициентов. Поэтому с 1 сентября тарифная сетка меняется – верхний и нижний порог цен стоимости ОСАГО расширяются на 20 процентов. Если сейчас для наиболее массовой категории транспортных средств – легковых автомобилей физических лиц – коридор базовой ставки составляет 3432–4118 рублей, то после принятия изменений он составит 2746–4942 рубля. Зато если начинающий водитель остановит свой выбор на мощном спортивном автомобиле, цена полиса ОСАГО для него возрастет с 25 до 30 тысяч рублей.
Если вы готовы следовать всем правилам, техосмотр легковой машины не займет и 25–30 минут. Протестировать себя можно по следующей памятке:
Аптечка
Комплект по оказанию первой помощи – обязательный элемент. Ранее приказом Министерства здравоохранения РФ из аптечки практически полностью исключили таблетки, зато добавили перевязочные материалы и прибор искусственного дыхания.
Дворники
Переоборудование стеклоочистителей запрещено. На техосмотр нужно идти со штатным функционалом в рабочем состоянии.
Требования к огнетушителю
Правила проведения техосмотра-2018 предполагают наличие огнетушителя на два и более литров активного вещества.
Качество гидроусилителя
Даже, казалось бы, несущественные неполадки приведут к отказу в оформлении техосмотра.
Резина
Должен быть полный комплект идентичных колес/шин.
Тюнинг транспортных средств
Запрещены любые незарегистрированные изменения конструкции.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ. serebriakov@vmnews.ru Фото из открытых Интернет-источников.