Холод, ветер, темнота, вода и волны вокруг. Человек кажется совершенно ничтожным по сравнению с такой стихией. А ведь именно в подобные ситуации порой попадают северяне, отвага которых граничит с глупостью. Ведь всем известно: если в нашем крае светит солнце и на море штиль, это вовсе не значит, что так и будет в ближайшие сутки. Через несколько часов погода может кардинально измениться. Особенно в море. И откуда тогда ждать помощи?
Хорошо, если отправившиеся на морскую рыбалку находятся недалеко от берега, если у них есть силы добраться до суши, если есть шанс починить заглохший мотор… В противном случае такая прогулка может обернуться трагедией.
В мирное время поиск и спасение на воде – это одна из задач пограничных сторожевых кораблей. Если поступит сигнал бедствия, корабль обязательно отправится на помощь людям.
Продержаться до утра
Так было, например, 9 апреля этого года.
– В 21 час с командного пункта Пограничного управления было получено приказание следовать в район мыса Сеть-наволок для оказания помощи людям, терпящим бедствие на море, – рассказывает командир пограничного сторожевого корабля «Сыктывкар» Пограничного управления ФСБ России по Западному Арктическому району Артем Межлумов. – У моторной лодки, на которой находилось двое рыбаков, заглох двигатель, она потеряла ход. Людей стало сносить в открытое море.
Погода была штормовая: холод, волнение три балла, сильный восточный ветер и снежные заряды. К тому же уже стемнело. Из-за этого рыбаки не могли точно определить свое местоположение. Последний раз сигнал от них поступил около 22 часов от мыса Сеть-наволок. «Сыктывкар», которому было примерно полтора часа хода до предполагаемого места бедствия лодки, отправился на выручку.
– Точно сказать, где они находятся, люди не могли, – продолжает рассказ Артем Межлумов. – Мы рассчитали возможные места их нахождения, учитывая в том числе направление и скорость ветра. В итоге смогли обнаружить лодку.
На «Сыктывкаре» включили все светосигнальные средства: прожекторы и два зеленых огня, которые обозначают, что это именно пограничный корабль. Свет помог рыбакам увидеть судно. Однако приступить к спасательной операции не удавалось. Было темно, периодически сыпал снег, дул сильный порывистый ветер. В таких условиях спасательная операция могла быть небезопасной. По прогнозу, после 4 утра шторм должен был стихнуть.
– Мы спросили у людей, смогут ли они продержаться несколько часов, – рассказывает наш собеседник. – Они сказали, что да, могут греться. И добавили: главное, что нас нашли. В 5 утра мы начали спасательную операцию.
С «Сыктывкара» спустили лодку, на которой два человека отправились за рыбаками. Людей пограничники пересадили к себе, плавсредство с заглохшим мотором взяли на буксир. Затем обе лодки подняли на борт. Спасенные северяне чувствовали себя нормально, от медицинской помощи отказались.
Они оказались из села Ваенга, ловили рыбу в районе острова Кильдин. Когда возвращались домой, отказал мотор. Так и «застряли» в море.
– Почему люди попадают в такие опасные ситуации? Как можно себя обезопасить? – спрашиваю у Артема Межлумова.
– Нужно оценивать погодные условия, которые будут не только на момент выхода на рыбалку, но и на то время, которое планируете находиться в море, – говорит командир «Сыктывкара». – Нужно помнить, что в светлое время суток у нас гораздо больше возможностей спасти людей. Плюс нужно иметь при себе переносные радиостанции, которые могут работать на международной частоте. А еще очень важно вовремя проходить технический осмотр лодок, вовремя обслуживать их мотор.
Хорошо, когда все хорошо заканчивается. Приятно смотреть на людей, которым оказана помощь, которые нам благодарны. Но невозможно гарантировать, что помощь всегда подоспеет вовремя. Поэтому еще на берегу надо сделать все, чтобы эта помощь в море не понадобилась. Ведь у большинства из тех, кто отправляется в море на рыбалку или просто на прогулку, дома остаются семьи, дети, которые их ждут.
Три дня на перевернутой лодке
Апрельский случай – далеко не единственный, когда моряки-пограничники спасали заполярных рыбаков. Вот еще пример. Днем 22 марта этого года в дежурную службу Пограничного управления ФСБ России по Западному Арктическому району поступила информация о том, что в районе северной оконечности острова Кильдин моторная лодка потеряла ход и ее уносит в открытое море. На помощь отправился один из сторожевых кораблей. Рыбаков подняли на борт, их лодку взяли на буксир. Через несколько часов людей доставили в бухту Кут Баренцева моря.
25 мая этого года капитан катера сообщил морякам-пограничникам, что в районе полуострова Рыбачий он потерял связь с двумя рыбаками. Как оказалось, ночью он с четырьмя пассажирами на борту вышел из бухты Кут Кольского залива и направился в район полуострова Рыбачий. Недалеко от мыса Цып-наволок у катера отказал двигатель, и капитан был вынужден остановиться на ремонт. Двое людей, желая продолжить рыбалку, пошли в сторону губы Зубовской на резиновой лодке с подвесным мотором. Позже они перестали выходить на связь. Самостоятельно разыскать пропавших капитану катера не удалось. На помощь направили пограничный сторожевой корабль «Тверь». Ночью 26 мая экипаж корабля заметил костры на берегу мыса Лазарь Зубовской губы. Пограничники благополучно доставили рыбаков с берега на борт корабля, где фельдшер оказал им необходимую помощь. Рыбаки рассказали, что у их лодки сломался мотор, но им удалось на веслах добраться до берега.
Пожалуй, одна из самых ярких и в то же время жутких историй спасения северных рыбаков произошла 24 июня 2017 года. Трое приятелей из Видяево и Полярного отправились рыбачить на резиновой лодке с мотором. На следующий день они сообщили родным о проблемах с двигателем. Сказали, что технику удалось починить и они возвращаются назад. Затем связь с рыбаками пропала. Родственники забили тревогу, после чего начались поиски.
Спасательную операцию осложняла плохая погода – сильное волнение, порывистый ветер. К сожалению, быстро найти людей не удалось. Волнами лодку рыбаков перевернуло вверх дном. Трое суток мужчины так и дрейфовали в море, сидя на плавсредстве. Уставших и обмороженных мужчин вынесло на берег. Людей увидел смотритель маяка Выевнаволок. Вскоре на месте был пограничный катер, который доставил северян на спасательный буксир. На причале в Видяево потерпевших уже встречали врачи и сотрудники МЧС.
Екатерина БОГДАНОВА.
bogdanova@vmnews.ru
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ и пресс-службы Пограничного управления ФСБ России по Западному Арктическому району.