Начальник отдела изучения оборудования Арктического театра военных действии Северного флота капитан первого ранга Алексей Корнис представил отчет комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества «Помни войну». Алексей Викторович – научный руководитель экспедиции, которая посвящена поиску погибших в годы Великой Отечественной войны кораблей. Год назад мы уже встречались с ним, тогда результатом нашего разговора стала большая статья «Выходила на море «малютка» («Вечерний Мурманск» за 14 мая 2021 года). Из нее читатели нашей газеты могли узнать о целях и задачах экспедиции, а также о наиболее ярких ее эпизодах. Нынешний же доклад Алексея Корниса продолжает разговор годичной давности, рассказывает о новых находках и трудностях, с которыми столкнулись исследователи.
«Туманная» история
Отчет комплексной экспедиции Северного флота, представленный в Мурманской областной научной библиотеке, посвящен поисковым работам 2021 года. До этого времени были обнаружены и идентифицированы десять кораблей и судов Великой Отечественной войны.
Все поисковые мероприятия были разделены на этапы, которые получили свои названия от географических объектов, близ которых проходили.
– На этапе «Рыбачий», к сожалению, нас постигла неудача, – говорит Алексей Корнис. – Мы уже несколько лет пытаемся обнаружить советские подводные лодки М-175 и М-122, но найти их до сих пор не можем. Мы пришли к выводу, что
М-175, погибшая в январе 1942 года (первая потеря среди подлодок Северного флота в годы войны. – Прим. ред.), скорее всего, находится в территориальных водах Норвегии. Что касается М-122, которая была потоплена в 1943 году в результате атаки немецкой авиации, то на месте ее гибели было действительно обнаружено судно, но при визуальном обследовании выяснилось, что это надводный корабль. Впоследствии была проведена работа в архиве Военно-морского флота. Мы надеемся, что полученные данные позволят уже в 2022 году этот вопрос закрыть.
Интересная ситуация сложилась и с поиском легендарного сторожевого корабля «Туман». Он погиб в августе 1941-го в бою с тремя немецкими эсминцами. В честь подвига моряков «Тумана» были установлены координаты памяти. Проходя в этом районе, военные корабли приспускают флаги и дают протяжный гудок.
– Однако в указанных координатах корабль обнаружен нами не был, – рассказывает Алексей Корнис. – Тогда мы обратились к архивным документам, и там были обнаружены многочисленные поправки, которые, видимо, и привели к ошибкам. Было решено перенести поиск на пять миль дальше от канонического места гибели «Тумана». И действительно, в новой точке мы нашли судно, которое по своим размерам соответствует погибшему советскому кораблю. Сейчас оно находится в своеобразном коконе из рыболовных сетей. Поэтому даже после визуального обследования мы не можем с полной уверенностью сказать, что это легендарный «Туман». Но, судя по некоторым характерным деталям, думаем, что это все-таки он.
Неточная карта
Похожая история случилась и при обследовании Кольского залива.
– На навигационных картах одного из участков был обозначен целый ряд объектов, которые мы должны были обследовать, – поясняет Алексей Викторович. – В частности, затонувшими там значились транспорты «Эмпайр Старлайт», «Алькоу Кадет», «Стил Уоркер», английский тральщик «Госсамер» и гидрографический бот ГО-12. Однако когда мы начали обследование, то обнаружили только «Стил Уоркер».
Надо сказать, что каждый подводный поиск должен начинаться в архиве. Уж больно дорогое это занятие, и чтобы зря не тратить время и деньги, лучше сначала нырнуть в историю. Но в данном случае у исследователей на руках была навигационная карта – документ очень серьезный. Не верить ему никаких оснований не было. Тем не менее в реальности все оказалось иначе, чем было обозначено на карте. После этого гидрографы прочесали «архивные глубины», и тогда на поверхность вспыли очень интересные факты.
– Оказалось, что транспорт «Эмпайр Старлайт» был поднят еще в 1945 году, после чего в составе советского транспортного флота работал до 1978 года, – говорит Алексей Корнис. – «Алькоу Кадет» тоже был поднят, а на дне залива мы нашли только огромную яму. Также был извлечен из воды и тральщик «Госсамер». По некоторым данным, его машинное отделение затем использовалось как котельная в Полярном. И наконец гидрографический бот ГО-12 вообще не тонул, а был выброшен на берег.
Почему эти данные не были доведены в свое время до составителей навигационных карт Кольского залива, сегодня можно только гадать. Успокаивает только то, что в данном случае эти ошибки не могли привести к каким-либо печальным последствиям – объектов на дне не было, стало быть, и опасности судоходству тоже не было. Но напрашивается и другой вывод: если карты составляли столь безалаберно, вполне может быть, что где-то на дне лежит судно, которого на картах нет. И вот тогда может произойти непоправимое.
Но вернемся к нашим «утопленникам» в Кольском заливе. Собственно, он остался один – «Стил Уоркер». Но и этот «ветеран» оказался горазд на сюрпризы, хотя, казалось бы, о нем известно все: этот транспорт давно стал меккой для заполярных дайверов, и его фото в огромном количестве можно найти в Интернете.
– По канонической версии, судно подорвалось на донной мине в 1942 году, – объясняет Алексей Корнис. – Налета немецкой авиации в тот день не было, отсюда и возникла эта версия. Правда, уже в то время она ставилась под сомнение, а главной причиной гибели называлась диверсия. При обследовании пробоины мы обнаружили, что ее края вывернуты наружу, что характерно как раз для внутреннего взрыва.
Получается, что отказываться от версии диверсии пока рано.
Андрей КИРОШКО.
Фото автора и из открытых Интернет-источников.
Продолжение следует.