Без малого полгода прошло с тех пор, как Привокзальная площадь в Мурманске была передана городским Советом депутатов в собственность региона. Это было нужно, чтобы акционерное общество «Российские железные дороги» (РЖД) могло в короткие сроки реконструировать данную, честно говоря, «уставшую» территорию. Летний строительный сезон уже подходит к концу, а вместо обновленной площади мурманчане пока видят только развалы отработанной брусчатки на тротуаре верхней площадки вокзала, откуда отправляются междугородные автобусы.
Дельная задумка
Напомним, разговоры об организации в Мурманске транспортно-пересадочного узла шли больше десяти лет, но в реальную плоскость эта идея так и не перешла. Сама инициатива, безусловно, полезная и нужная. После закрытия старого помещения автовокзала люди должны дожидаться своего междугородного автобуса прямо под открытым небом. На верхней, – самой проходимой – посадочной площадке Привокзальной площади, где по логике вещей и должно быть организовано какое-то цивильное место для ожидания, стояли стеклянные ларьки родом из начала двухтысячных с шаурмой, напитками, сим-картами и другой мелочевкой. Правда, потом эти ларьки снесли. Но на опустевшем месте так ничего и не появилось, кроме автолавки с пирожками, парочки урн и лавочек. Парковка напротив главного входа в железнодорожный вокзал все это время тоже остро нуждалась в реорганизации, поскольку там парковались и продолжают парковаться кто во что горазд. Словом, в плане благоустройства на Привокзальной площади было где разгуляться.
Не откладывая в долгий ящик
Весной 2021 года у РЖД появилась возможность направить деньги на реконструкцию Привокзальной площади. Однако прежде требовалось соблюсти формальности и передать территорию, находившуюся в собственности муниципалитета, железнодорожникам. Но напрямую это сделать нельзя, поэтому сначала земли должны были перейти из муниципальной в региональную собственность. Причем важно было провести эту процедуру как можно скорее, иначе средства ушли бы на реконструкцию какого-нибудь другого российского вокзала или его территории.
Чтобы не затягивать передачу земли, в середине апреля мурманские депутаты специально собрались на внеочередное заседание городского Совета. Железнодорожники тогда представили народным избранникам план работ, которые собирались провести на прилегающей к вокзалу территории. По этому проекту должны были быть объединены железнодорожный и автовокзал, обустроена парковка, построены специальные крытые галереи для посадки в автобусы.
Личное пожелание
Вопросы к представленному проекту у депутатов появились сразу. Например, их волновала транспортная доступность вокзала. Парковочных мест в центре города и так не хватает, а после реконструкции автостоянка у вокзала должна была не только уменьшиться, но и стать платной. Правда, железнодорожники пообещали, что цены драконовскими не будут. Это мало кого утешает, особенно сейчас, когда стали известны планы региональных властей убрать другую популярную парковку – у гостинично-делового центра «Меридиан». Но в апреле об этой сомнительной затее еще никто и знать не знал, поэтому заверения о том, что автомобилисты от нововведений не пострадают, депутатами были приняты. В то же время они попросили железнодорожников обеспечить максимальную транспортную доступность к вокзалу.
Высказали депутаты замечания и по поводу помещения автовокзала, который предлагалось практически целиком сделать стеклянным. Такое облегченное строение прекрасно бы подошло для юга, а вот от наших холодов стекла защитят вряд ли. Конечно, сейчас все обстоит еще хуже: люди вынуждены ожидать свой транспорт на улице без всякого укрытия. Но это не значит, что нужно менять шило на мыло и ставить под видом автовокзала продуваемый всеми ветрами павильон. На апрельском заседании выступавший от РЖД заместитель начальника железной дороги по территориальному управлению Игорь Поликарпов дал понять, что железнодорожники открыты к предложениям и готовы рассматривать другие варианты. Например, сделать автовокзал архитектурным продолжением железнодорожного.
Ну и вишенка на торте – клумба со слоганом «На Севере – жить», которую собирались разбить прямо посреди Привокзальной площади. По мнению депутатов, гораздо логичнее было бы приветствовать гостей города и вернувшихся с отдыха северян другой надписью, например, «Город-герой Мурманск». Но, увы, такая идея не вписалась в концепцию реконструкции.
Не посоветовались
Надо сказать, что многие мурманчане с ходу приняли предложенный проект обновления Привокзальной площади в штыки, о чем эмоционально высказались в соцсетях. По большей части людей возмутили планы по переоборудованию парковки. Много недоумений было и по поводу того, что, планируя облик столь значимой для города площади, с ними не посоветовались. За последний десяток лет мурманчане привыкли, что к их мнению прислушиваются. Например, именно жители выбирали, каким будет убранство новых городских скверов. Да что там скверы! Местные власти с мурманчанами обычно согласовывают даже менее принципиальные вещи. Например, в какой цвет покрасить школу или как назвать новый спортивный объект. А тут целая Привокзальная площадь!
Впрочем, в проект можно было внести изменения. В апреле все решения были еще на уровне эскизных проработок. Представитель РЖД тогда выслушал опасения и пожелания мурманских депутатов и пообещал переадресовать их проектировщикам. После дискуссии было принято решение о передаче Привокзальной площади для последующей реконструкции. Засим и разошлись.
Свалка вместо благоустройства
На апрельском заседании было обещано, что работы завершатся в течение шести месяцев с момента передачи верхней и нижней площадок в собственность РЖД. Промежуточным звеном в этом переходе земли из городской собственности в частную являлся областной минтранс. Высказываясь за реконструкцию, мурманские депутаты опасались, что после передачи территорий в региональную собственность они больше не смогут влиять на их дальнейшую судьбу. И, судя по всему, опасения были не напрасными. Конечного проекта реконструкции площади ни мурманчанам, ни их представителям – депутатам горсовета никто до сих пор не предъявил.
Впрочем, никаких клумб, призывающих жить на Севере, и хлипких павильонов из стекла на Привокзальной площади тоже нет и в помине, что в целом даже отрадно. Но есть развалы демонтированной с внутреннего фасада автовокзала брусчатки вперемешку с паллетами и другим строительным мусором на верхней парковке автовокзала. Пассажирам приходится обходить эту свалку.
По словам работников вокзала, периодически строительные отходы вывозят, но вскоре сваливают новые. Насколько временными являются эти неудобства, не известно.
Почему обещанная реконструкция площади до сих пор так и не началась, в РЖД «Вечернему Мурманску» ответить не смогли. Шансов на то, что ее сделают в этом году, с каждым днем все меньше.
Елена ГРИБОВА
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО и из открытых Интернет-источников