Через пять дней у моей внучки закончится детство. Первого сентября она станет первоклассницей. Мы этого ждали с нетерпением и волнением. Все ждали. И мама, и папа, и старший брат, и бабушка, и я. Но буквально пару дней назад официальный пресс-релиз областного правительства разъяснил нам, как будут проходить школьные линейки в День знаний, и радость деда с бабушкой прошла. Мы сможем увидеть, как внучка впервые пойдет в школу только в том случае, если праздничная линейка состоится на улице. Это маловероятно, судя по погоде. А вот в школе у каждого класса будет своя индивидуальная линейка, на которой сможет присутствовать только один «представитель ребенка». Понятное дело, что этим «представителем» будет мама.
Привет из 90-х
Первого сентября в нашей области за парты усядутся почти 10 тысяч первоклассников. Если верить статистике, то количество первоклассников у нас в последние годы неуклонно растет. Прошли те времена, когда закрывались школы и детские сады. Сегодня мы строим и открываем новые. В 2015 году в первый класс пошло 8200 малышей, нынче – почти десять тысяч. Причины всего происходящего нам уже много раз объясняли, и теперь мы сами можем легко объяснить любому, что сначала попали в демографическую яму. В лихие 90-е годы прошлого века наши женщины перестали рожать. Не было уверенности ни в чем. Потом положение немного выправилось, наступили относительные стабильность и уверенность в завтрашнем дне, и родильные дома снова оказались загружены работой. А сейчас родителями становятся те малыши, которые родились в 90-е. Их мало, и детей у них мало. Вот так и получается демографическая яма.
Осталось меньше трети
Вполне вероятно, что через 11 лет из десяти тысяч сегодняшних первоклашек до финиша доберется меньше трети. Опять-таки если верить статистике, в этом году школу окончили три тысячи одиннадцатиклассников.
Где же потерялись остальные? Допускаю, что кто-то пошел учиться после девятого класса в техникумы и колледжи, чтобы получить надежную профессию, научиться что-то делать собственными руками. Ведь это практически гарантирует кусок хлеба в будущем. Такая профессия прокормит. Говорят, что в колледжи теперь поступают даже круглые отличники, а наши средние специальные учебные заведения вовсе не походят на старые профессионально-технические училища, которыми в свое время родители пугали своих нерадивых чад.
Допускаю, что кто-то бросил школу, посчитав, что учеба ему вовсе не нужна и знания, полученные в школе, никак не пригодятся им в поисках хлеба насущного. Но мне сдается, что довольно много учеников вместе с родителями навсегда покинули Кольский полуостров, сменили место жительства, разочаровавшись в собственной нужности здесь, на Севере, в Арктике, на краю России.
Накрыло «волной»
Казалось бы, нам надо поприветствовать эти 3000 выпускников, проявивших упорство в овладении знаниями и преданность Северу. Но все не так просто. Окончив школу, 2400 из них покинули родную область. А это 80 процентов! Кто-то решил продолжить учебу за пределами области – ведь у нас обучают далеко не всем профессиям. Кто-то просто решил избавиться от родительской опеки, которую почти все 17–18-летние считают чрезмерной. Кого-то забрали в армию. Думаю, что, окончив учебу или службу, домой, в Мурманскую область вернутся единицы.
В два самых престижных вуза Кольского Заполярья – МАГУ и МГТУ (бывшие педагогический институт и высшее мореходное училище) объявлен дополнительный набор на бюджетные места. Вы уж сами гадайте почему. То ли денег из бюджета добавили на «бесплатников», то ли престижными наши вузы считает меньшинство абитуриентов, то ли сказались изменившиеся правила приема в вузы. Сейчас зачисляют всех одной «волной», а в прошлые годы было две. В другие подробности нововведений углубляться не буду. Эта новая система вызвала шквал критики и массу сообщений в СМИ, в которых говорилось, что не смогли поступить в выбранные вузы даже абитуриенты-стобалльники. И не от отсутствия знаний или от волнения, поскольку приемная кампания в этом году в связи с пандемией проводилась онлайн, а от изменившихся правил приема. Профессионалы из МАГУ и МГТУ, критикуя новые правила приема, говорят, что эти правила писали теоретики, а не практики. Все правильно, образованием в нашей стране руководят те, из кого учителя не получились! А то, что это вылилось в этом году в нервотрепку для абитуриентов, их родителей, для приемных комиссий вузов, так это же пустяки. Интересно, у нас хоть кто-нибудь когда-нибудь ответил за недобросовестно выполненную работу? Сомневаюсь. В противном случае эти теоретики по-другому бы подходили к порученному делу. Тенденция, однако, когда люди занимаются не своим делом, делают его плохо, но не несут за это никакой ответственности.
Некого учить
Но все вышесказанное – это только одна сторона медали. Дальше будет еще грустнее. В этом году первокурсников в МАГУ принято в два раза меньше, чем в 2010-м. В МГТУ примерно та же картина. Отдельно скажу про медицинский факультет в МАГУ, который с большой помпой был открыт по инициативе губернатора Мурманской области Марины Ковтун. Он должен был если не полностью, то хотя бы частично решить проблему нехватки медицинских кадров в регионе. Должен был, по мнению губернатора, а не по мнению профессионалов. Но их не послушали. И вот сегодня на медфак недобор. Кстати, на нем нет бюджетных мест, врачом там можно стать только за деньги. А ведь в медицинские вузы сегодня нешуточные конкурсы. То ли пандемия повлияла, то ли сериалы о медицинских работниках, но сегодня конкурс в Санкт-Петербургский мединститут – 79 человек на одно место! Значит, если уж учиться медицинскому делу за деньги, то надлежащим образом и в надежном вузе.
Вывод? Что бы мы ни делали, как бы ни рекламировали жизнь на Крайнем Севере, молодежь продолжает уезжать отсюда. Многие, боюсь, навсегда. И поделать с этим мы сегодня ничего не можем. Не придумали. Думаю, что отчасти это происходит от позиции властей, которые уже определились в нужности и важности слогана «На Севере – жить», но до сих пор не определились, чем удержать на Севере постоянное население, а не вахтовиков.
Учителя Мурманской области бьют тревогу, что скоро некому будет учить наших детей и внуков в школах, что учительские коллективы стареют, что всего 32 процента выпускников МАГУ сегодня получают дипломы учителей, да и те совсем не спешат на работу в школу. Тем временем в вузах области ситуация складывается диаметрально противоположная. Если так будет продолжаться дальше, то совсем скоро в наших университетах некого будет учить.
Через три года школу закончит мой внук. Учится он хорошо, поэтому нет сомнений, что будет учиться дальше. И если он решит продолжить свое образование за пределами Мурманской области, то я его отговаривать не стану. А если после окончания вуза решит не возвращаться в Мурманск, я тоже возражать не буду. У меня просто нет объективно весомых аргументов.
Андрей ПРИВАЛИХИН.
Фото из архива редакции.