Основной период сдачи государственных экзаменов для выпускников одиннадцатых классов позади. Уже известны и первые результаты. В Мурманске уже один выпускник набрал сто баллов на экзамене по русскому языку и четверо стали «стобальниками» по литературе.
Среди тех, кто получил высший бал на ЕГЭ, – выпускник школы № 49 Илья Твердун. Максимальную оценку он получил за литературу. Притом, что гуманитарием, как таковым, себя не считает, скорее – творческой натурой. С Ильей и его мамой мы встретились в день, когда он и его одноклассники получали аттестаты.
Увлечение книгой
– Я с раннего детства любил читать, – признается Илья. – И сейчас тоже много читаю. Есть и другие увлечения, например, как и многим, мне нравятся компьютерные игры. Но книга влечет тем, что ее можно подержать, почувствовать пальцами, даже понюхать. Предпочитаю именно бумажный вариант. Электронная книга – неживая, мне с ней быстро становится скучно.
– Привить ребенку любовь к чтению в раннем возрасте и сохранить этот интерес – это в первую очередь заслуга родителей?
– Наверное, да, – говорит мама Ильи Светлана Твердун. – Вообще, сын с самого раннего детства проявил себя как развитый ребенок, очень рано начал рисовать. Все мультфильмы, которые смотрел, сразу переносил на бумагу. Проявил и любовь к книгам. Хоть и мальчик, но в машинки не играл, зато организовывал кукольный театр. Было видно, что ребенок у нас творческий и чтение для него важно.
– Экзамен по литературе при таком увлечении книгами, наверное, было сдавать не так сложно?
– В целом нет, – говорит Илья, – но была ситуация на экзамене, как считаю, экстремальная. Я делал семнадцатое задание, которое считается самым сложным на экзамене по литературе, это развернутое сочинение. Мне досталась тема «Как и почему менялись взгляды на жизнь Пьера Безухова в романе «Война и мир»?». А изучение этого произведения выпало на период, когда занятия у нас шли дистанционно. Но ничего, справился. А теперь начал изучать самостоятельно французский язык. Хочется прочитать этот роман Толстого, не опуская глаза на сноски, которых там много, потому что многое написано автором на французском.
Три выпускных
В школе Илья учился стабильно хорошо по всем предметам. До восьмого класса был отличником. А в девятом, как говорит, «дал спуск по химии». Дело в том, что тогда у него появилось желание стать инженером-строителем. Позже с этой мечтой все-таки расстался. Но перед этим хорошо сдал физику и химию и поступил в естественно-научный профильный класс. И немножко «сгорел» на этом, потому что понимал, что в душе он – творческий человек.
– Он мне сказал тогда: «Мам, я творческий человек, внутри меня живет артист», – вспоминает Светлана.
С ранних лет парень увлечен разными музыкальными течениями. Больше всего любит музыку XX века, довоенных лет: песни Утесова, Шульженко. С десятилетнего возраста Илья занимался в Доме творчества имени
А. Бредова. Так что в этом году у него сразу три выпускных – в Доме творчества, в основной школе и в языковой, где 11 лет Илья углубленно занимался английским. Два раза успешно сдал экзамен, разработанный Кембриджским университетом, чтобы подтвердить владение языком как иностранным. Как сказали педагоги, он уже может сам преподавать в школе английский, практически готовый специалист.
Залог успеха
Безусловно, мы поинтересовались планами выпускника на будущее, где он собирается учиться дальше.
– Насчет профессии преподавателя пока не уверен, – говорит Илья. – Для дальнейшего изу-чения выбрал лингвистику, думаю продолжать учиться в Санкт-Петербурге или Нижнем Новгороде, там есть лингвистический вуз имени Добролюбова. Но хотелось бы, чтобы будущая работа была связана с творчеством, с театром.
– Может быть, тогда лучше идти сразу в театральный?
– Нет, пока именно лингвистика. Потому что очень многие, кто связал свою жизнь с искусством, делились со мной своим опытом, говорили, что у артиста должна быть профессия. Чтобы была некая подушка безопасности, если в творчестве что-то пойдет не так, должна быть более надежная специальность. А театральная жизнь так или иначе все равно будет, я уверен. Начнется студенчество, там никто не отменял капустники, КВН, можно и самому это все организовать.
Илья считает себя в каком-то смысле белой вороной. Но, как говорит, это ему не мешает дружить с ребятами, быстро находить общий язык со сверстниками.
– Молодежь сейчас самобытная, – считает Илья. – Ребята хотят постигать мир, развиваться, показать себя. В этом залог успеха. Главное – не растерять это по дороге, сохранить хорошие душевные качества.
«В чем залог успеха в воспитании сына?» – такой вопрос под конец разговора мы задали Светлане Твердун.
– Самое главное – любовь, – считает она. – Надо не забывать поцеловать ребенка каждое утро, отправляя на учебу. Зарядить его энергией, эмоциями. Мы с сыном друзья по жизни, на полном доверии. Я его никогда не контролировала, он с первого класса самостоятельный, передвигался по городу везде сам. Вообще, чем больше отдаешь положительной энергии, помогаешь людям, тем больше тебе возвращается. Я всегда говорю: «Илья, в жизни может быть все, что угодно. Но надо всегда оставаться Человеком, с доброй душой и открытым сердцем».
Юлия РОМАНОВА.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.
К теме
Учитель английского языка Марина Березина:
– Я была у Ильи классным руководителем с 5 по 9 класс, а в 10–11 классах вела английский язык. Он – человек, который любит жизнь во всех ее проявлениях. Кто бы с ним не общался, чувствует щедрость и теплоту его души. Илья всегда может поддержать, развеселить. И при этом он очень целеустремленный. В 2019 году на муниципальном фестивале творчества школьников на иностранных языках «Вдохновение» Илья получил диплом первой степени в номинации «Вокальное творчество на иностранных языках». Он прекрасно поет на английском. Тогда Илья выступал самым последним из участников, мы за него очень волновались, потому что были достойные соперники с красивыми голосами, артистичные. А он вышел и выступил так, что зал просто взорвался. Вот и этот результат на экзамене – сто баллов по литературе – в общем-то, был предсказуем, так как у него есть огромное трудолюбие и исключительная трудоспособность. По русскому языку тоже не подкачал, сейчас ждем результаты по английскому. Надеюсь, что там тоже все будет отлично.
У нас вообще замечательная молодежь. Я не поддерживаю мнение, что ребята сейчас ленивые и какие-то «не такие». Даже на примере своего класса я вижу у детей желание помочь, участвовать в волонтерском движении и творческих конкурсах, заниматься спортом. Молодежь стала отказываться от вредных привычек, это модно. А главное, они читают интересные книги, размышляют, спорят. То, что все якобы только сидят в гаджетах – это просто стереотипное представление людей, которые не сталкиваются напрямую с молодым поколением.