«Мальчики с бантиками» – так называется новая выставка, недавно открывшаяся в Мурманском областном краеведческом музее (улица Академика Павлова, 1а). Она посвящена школе юнг, которая во время Великой Отечественной войны действовала на Соловках. Название выставки родилось не случайно. Воспитанником школы был знаменитый писатель Валентин Пикуль, который посвятил своей альма-матер знаменитую повесть.
Добралась до Мурманска
– Любопытна история этой экспозиции, – говорит заведующий отделом экспозиционно-выставочной деятельности Мурманского областного краеведческого музея Георгий Дзенисов. – В Соловецком музее-заповеднике уже давно есть выставка, посвященная этой школе юнг, которая существовала на архипелаге. Но, как и весь музей, она работает всего несколько месяцев в году – летом, в туристический сезон. И вот, чтобы как-то исправить это положение, в 2019 году руководство музея принимает решение о создании передвижной выставки «Мальчики с бантиками». Суть в том, что экспозиция сначала работает в одном регионе, затем переезжает в другой и так далее. Таким образом она добралась до Мурманска. И надо сказать, стала настолько популярной, что мы обратились к руководству Соловецкого музея-заповедника с просьбой продлить срок пребывания ее в нашем городе. И нам пошли навстречу.
Чем же так приглянулись мурманчанам «Мальчики с бантиками»? Для начала обратимся к истории.
Всего три года
В мае 1942 года приказом наркома Военно-морского флота адмирала Николая Кузнецова при учебном отряде Северного флота была создана Школа юнг ВМФ с дислокацией на Соловецких островах. Отбор в школу взяли на себя областные комсомольские организации. Надо отметить, что прием в юнги не афишировался. Набирать следовало исключительно добровольцев. Предпочтение отдавалось комсомольцам. Впрочем, адмирал Кузнецов специально указал в своем приказе, что курсантами могут становиться и не комсомольцы.
Официально в школу набирали подростков 15–16 лет, но почти сразу разными правдами и неправдами там появились курсанты, которым до установленного возраста было далеко. Самому молодому соловецкому юнге на момент поступления в школу было всего 11 лет! Подделывая документы, уговаривая родителей, но пацаны своего добивались. Правда, обмануть медкомиссию было гораздо труднее, и это удавалось далеко не всем.
Непосредственное формирование школы происходило в Архангельске. Первый набор юнг – 1383 человека – прибыл на Соловки к 1 августа 1942 года и был направлен в поселок Савватьево (бывший монастырский скит, находящийся в 14 километрах от монастыря).
Занятия планировалось начать с 1 сентября 1942 года. Но из-за неподготовленности базы уроки были отложены, и мальчишки взялись за лопаты и кирки. В течение двух месяцев ребята жили в палатках и день за днем копали землю, корчевали пни, ворочали валуны, валили лес и таскали на своих плечах бревна. К ноябрю 1942 года строительные работы были закончены. Будущие матросы приступили к учебе.
Школа юнг в Савватьево состояла из трех частей. В самом скиту находился жилой дом для преподавателей и их семей, учебные корпуса с 42 классами, небольшая баня (еще монастырской постройки), прачечная и клуб. На расстоянии одного–двух километров от Савватьево по берегам озер и склонам невысоких холмов были разбросаны 30 жилых землянок на 52 человека каждая. В километре от Савватьево действовала столовая на 500 мест, камбуз, хлебопекарня и санитарная часть. Расселение юнг производилось в зависимости от получаемой специальности. Воспитанники полностью обслуживали себя сами: работали на камбузе, стирали белье и одежду, поддерживали чистоту во всех помещениях.
Каждый юнга получал 8 рублей 50 копеек в месяц, но эти деньги, перечислялись в Фонд обороны. В 1943 году юнги, их командиры и преподаватели собрали 200 тысяч рублей на постройку торпедного катера. Они послали телеграмму И. В. Сталину с просьбой построить катер, что и было сделано. Торпедный катер «Юнга» участвовал в боях на Черном море. Сталин ответил юнгам благодарственной телеграммой.
Соловецкая школа юнг произвела пять выпусков (три во время войны и два уже после ее завершения – эти выпускники в основном отправлялись на тральщики очищать моря от мин). Позже школа была переведена в Кронштадт, и вместо соловецких юнг появились кронштадские. Всего за годы войны школа выпустила 4111 человек, служивших затем на всех флотах.
Почти 1000 юнг не вернулись домой, отдав жизнь защите Отечества. Бывших юнг долго не признавали ветеранами войны. Эта ненормальная ситуация длилась до 1985 года. Причиной ее иногда называют тот факт, что согласно Женевской конвенции использование на регулярной военной службе лиц, не достигших 18 лет, запрещено. Так это или нет, сказать сложно, для нас же важно то, что лишь через 40 лет после окончания войны юнги официально стали ее участниками. Поэтому, думается, что точку в истории соловецких юнг нужно ставить не в 1945-м, а именно в 1985 году.
Учусь, играя
Более подробно познакомиться с историей школы юнг можно на экспозиции, открытой в краеведческом музее. У нее есть одна особенность.
– Необычно построена экскурсия по выставке, – говорит Георгий Дзенисов. – Повествование идет от лица одного из мальчишек, воспитанников школы. И лишь в самом конце люди узнают, что мальчишкой этим является сам Валентин Пикуль.
Но на этом сюрпризы не заканчиваются. Организаторы выставки подошли к делу творчески. Во-первых, многие экспонаты можно подержать в руках, что в наших музеях встретишь не часто. Во-вторых, выставка во многом ориентирована на детей. В экспозиции есть даже целая игровая зона. Например, прямо под представленными на выставке схемами различных морских узлов лежит веревка. Хочешь научиться вязать узлы, как настоящий морской волк, – пожалуйста. Увлекательное, доложу вам, занятие. Причем затягивает оно не только детей, но и взрослых.
А вот – флажной семафор. Это когда матрос с помощью двух флажков передает сообщение со своего корабля на другой. У каждой буквы алфавита – свое движение. И флажки имеются. Особо одаренные экскурсанты осваивают это дело быстро и через некоторое время могут отсемафорить маме или папе: «Ты мне сегодня киндер купишь?» или «Спать хочу». Азбука Морзе – дело более сложное. Тут нужен ключ, на крайний случай – бумага. Но отстучать даже простую фразу и здесь возможно. Есть на выставке и более привычные нам головоломки. Например, пазлы с изображением боевого корабля. Будет чем заняться на выставке и тем, кто предпочитает физические упражнения. Им предлагают потренироваться в набрасывании кольца на вертикальный штырь. Тем, кто служит на корабле, кстати, такое упражнение пригодится, чтобы тренировать точность броска швартового конца.
Одним словом, мне экспозиция понравилась. Думаю, что и другим она тоже должна прийтись по душе. Только, собираясь в краеведческий музей, не забудьте о маске, перчатках и соблюдении социальной дистанции.
Андрей КИРОШКО
Фото автора